Среди различных подходов к анализу метод сравнения занимает особое место – как инструмент, который позволяет быстро выявить различия и сходства на фоне комплексного подхода.
Инвестор, смотря на показатели компаний по отрасли, выбирает наиболее понятный и привлекательный бизнес для инвестирования.
Мультипликаторы становятся одним из главных инструментов этой оценки, поскольку помогают сравнивать компании разного масштаба и приводить их ключевые финансовые характеристики к единому знаменателю.
Однако слепая вера мультипликаторам опасна. Они подвержены искажениям, которые могут изменить реальную картину и ввести инвестора в заблуждение.
При использовании мультипликаторов нужно понимать, где и почему они могут «наврать», и уметь фильтровать эти искажения.
Для начала нужно отметить, что не всегда правильно сопоставлять мультипликаторы бизнеса со средними показателями в отрасли, так как среднее значение не является репрезентативным для отрасли, а представляет собой усредненный показатель.
Лучше сравнивать показатели конкретных компаний.
Что касается каждого мультипликатора и как он может обмануть:
P/E (Price-to-Earnings, Цена/Прибыль)
Поскольку P/E показывает, сколько инвестор заплатит за рубль прибыли и как быстро окупятся его вложения, очень важно понимать, как компания ведет учет прибыли и как она получила ее в этом периоде.
Например, в последнем периоде она могла продать дорогостоящий актив, что является единоразовым доходом. Манипуляции с прибылью, такие как учет единоразовых доходов (например, от продажи активов), капитализация расходов или изменение методов амортизации, искусственно завышают чистую прибыль.
Также необходимо учитывать цикличность отрасли: в фазе пика прибыли P/E может быть низким (создавая впечатление дешевизны компании), хотя на самом деле она может быть переоценена, тогда как в фазе спада высокий показатель (компания кажется дорогой) может скрывать недоцененность бизнеса.
P/E игнорирует долг: компании с высокой долговой нагрузкой могут демонстрировать низкий P/E из-за того, что проценты по долгу съедают чистую прибыль, поэтому низкий P/E здесь — признак дешевизны с учетом повышенного риска.
Для правильного анализа P/E нужно смотреть на чистую прибыль в отчете о прибылях и убытках, причем важно анализировать состав чистой прибыли в примечаниях. Как раз там методы амортизации, учет внереализационных доходов и расходов, а также операции с активами. Кроме того, стоит анализировать динамику как и чистой прибыли, так и самого P/E за 3-5 лет – это позволяет оценить, насколько текущий мультипликатор отклоняется от характерного для компаннии уровня
P/BV (Price-to-Book Value):
P/BV часто воспринимается как простой ориентир – сколько инвесторы готовы заплатить за рубль балансовой стоимости. Но в реальности он далеко не всегда отражает реальную рыночную. оценку бизнеса.
Во-первых, компании с ключевыми нематериальными активами (IT, сервис, фармацевтика с патентами) часто кажутся переоцененными, так как их стоимость (бренд, ПО, патенты) не отражается в балансе или отражается по заниженной остаточной стоимости.
Во-вторых, балансовая стоимость основных активов может не соответствовать рыночной из-за учета по исторической стоимости за вычетом износа; низкий P/BV может быть оправдан устареванием активов.
В-третьих, P/BV < 1 не гарантирует безопасности при высоких долгах: ликвидационная стоимость активов может не покрыть обязательств, поэтому важен анализ чистых активов и их ликвидности.
Наконец, балансовая стоимость может быть искусственно завышена из-за некачественных активов (высокая дебиторская задолженность, устаревшие запасы).
EV/EBITDA (Стоимость компании / Прибыль до процентов, налогов, износа и амортизации)
Тоже все может быть не так просто
Главный недостаток — игнорирование CAPEX (капитальных расходов):
EBITDA не учитывает необходимые капитальные вложения. Компании с высокими постоянными Capex (нефтедобыча, телеком, промышленность) могут иметь привлекательный EV/EBITDA, но значительная часть этой EBITDA реинвестируется в поддержание мощностей, оставляя мало свободного денежного потока акционерам. Поэтому критически важны анализ соотношения CAPEX/EBITDA и оценка свободного денежного потока.
Наконец, мультипликатор игнорирует структуру капитала: компании с одинаковым EV/EBITDA могут иметь разную долговую нагрузку и, следовательно, разный интерес акционера.
ROE (Чистая прибыль / Собственный капитал)
Ключевая проблема — финансовый рычаг: Высокий ROE может достигаться не за счет операционной эффективности, а за счет большого долга, который уменьшает знаменатель, резко повышая риск.
Поэтому всегда нужно смотреть на долговую нагрузку (D/E, Debt/EBITDA).
Выкупы акций: уменьшение количества акций и собственного капитала искусственно повышает ROE даже при плохой прибыли.
Разовые события, такие как продажа активов, временно завышают чистую прибыль и ROE, не отражая устойчивой рентабельности.
Наконец, показатель теряет смысл при очень низком или отрицательном собственном капитале.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
