В случае прогресса в переговорном процессе по Украине возможно возвращение в Россию бизнеса из недружественных стран. Каким оно будет и как отразится на российских компаниях?
Сколько компаний ушло из России?
С 2022 года российский рынок покинуло значительное число иностранных компаний из так называемых "недружественных" стран. По данным Центра стратегических разработок (ЦСР), с февраля 2022 по середину 2025 полностью или частично ушло 1502 таких структуры. ЦСР проанализировал более 1645 организаций и составил их репутационный портрет, распределив бренды по трём спискам и нескольким подспискам в зависимости от поведения при уходе:
"Красный" список – компании, совершившие откровенно недружественные шаги (агрессивная антироссийская риторика, финансирование украинской стороны и т.п.) – примерно 23% от ушедших. Таким фирмам рекомендуется полностью закрыть доступ на рынок РФ. Большинство из них, а именно 16,8%, ограничились лишь одним недружественным действием. Примеры: Amazon, PayPal, Би-би-си. В особенном "бордовом" (4,3%) подсписке оказались Pfizer, Cisco, Grammarly и ряд других брендов, а в "самом чёрном" Canva. К слову, Pfizer тут же попытался оспорить своё место, такая возможность есть у каждой компании.
"Жёлтый" список – компании, не отметившиеся открытой враждебностью, но и не проявившие должной ответственности при сворачивании бизнеса (например, слабо поддержали российских сотрудников) – около 36% случаев, то есть большинство. Им предполагаются ограничения на возвращение в РФ. Примеры: Dell, Ubisoft, IKEA, H&M.
"Зелёный" список – организации, ушедшие максимально корректно и ответственно (примерно 34% компаний). Им доступ на рынок может быть открыт при необходимости. Примеры: Airbnb, Nestle, McDonald’s, Michelin, Apple и ряд других. Более того, был выделен особый "белый" подсписок, в который попали такие фирмы, как Ericsson, Marriott и Decathlon. Они прекратили работу вынужденно, под внешним давлением, стараясь смягчить последствия для работников и клиентов.
Будет ли применяться дифференцированный подход к возвращающимся компаниям? Я считаю, что да. Однако вполне вероятно, что анализ будет более глубоким, чем при исследовании ЦСР.
Меры по защите российского бизнеса и новых собственников
Перед российской стороной стоит непростая задача: с одной стороны, поддержать добросовестных отечественных покупателей иностранного бизнеса, с другой – не навредить инвестиционному климату в стране.
Поэтому, во-первых, я думаю, что в части возвращения крупного бизнеса будет действовать тот же принцип, что на выходе, то есть индивидуальные условия входа определятся правительственной комиссией в зависимости от сегмента бизнеса, его значимости, занимаемой ранее доли рынка, вероятной конкуренции для российских производителей и ряда других критериев. На мой взгляд, оцениваться будет и то, как компания уходила. Потому что кто-то делал это громко, с негативом и демонстративно, а кто-то уходил под давлением европейских и американских регуляторов.
Во-вторых, для иностранного бизнеса, вероятно, возвращение будет связано с дополнительными издержками в виде "входного" сбора в российский бюджет и компенсации издержек текущим собственникам. Я, кстати, думаю, что даже в том случае, если опцион обратного выкупа договором не предусмотрен, при наличии спроса со стороны иностранцев российские предприниматели могут им предлагать свою долю российского бизнеса вернуть. Естественно, с прибылью для себя. То есть, если на выходе действовали платежи "exit tax" плюс дисконт к оценке актива, то на входе может быть применен похожий механизм. Только это будет плата за вход плюс компенсация затрат новым собственникам.
В-третьих, в стратегических отраслях новые российские собственники могут отказаться от продажи актива даже при наличии опциона на обратный выкуп. Для этого важно одновременное соблюдение восьми критериев, чтобы такие истории были не массовыми. Среди них сроки совершения сделки и права на опцион, публичная недружественность иностранного владельца бизнеса, добросовестное исполнение российским покупателем своих обязательств перед коллективом и кредиторами, рассмотрение таких дел только в особом судебном порядке – через Арбитражный суд МО и ряд других. Причём список не исчерпывающий – предусмотрены дополнительные критерии, которые могут быть введены президентскими указами.
Для защиты российского бизнеса, на мой взгляд, можно также предусмотреть переходные условия для возвращающихся иностранных компаний: например, требование локализовать производство, привлекать российского партнёра либо ограничивать долю рынка в первых пару лет.
Я считаю, что всех этих мер вполне достаточно, чтобы обеспечить защиту российскому бизнесу. При этом многим иностранным компаниям стратегически будет выгоднее выполнить все эти условия, нежели полностью потерять рынок РФ.
Автор - генеральный директор, основатель Atomic Capital Александр Зайцев
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
