Введенные США тарифы сильно повлияют на экономическую ситуацию в Швейцарии в ближайшие 2 года. Их влияние уже отразилось на прогнозах роста экономики, динамике инфляции и действиях монетарных властей. Помимо этого, на ситуацию влияют как внутренние факторы – состояние рынка труда, инфляционные тенденции и курс франка, – так и внешние, включая перспективы мировой торговли, активность основных партнёров в еврозоне и политику крупнейших центральных банков.
Введение США 39% ответной пошлины, вступившей в силу 7 августа, повысило эффективную тарифную ставку на 10.6 п.п. относительно прежнего уровня и, по оценкам, приведёт к снижению ВВП Швейцарии примерно на 0.5% в течение года. Дополнительный риск связан с возможным включением в тарифы золотых слитков, что добавило бы ещё 7.4 п.п. к ставке. Однако вклад этой отрасли в экономику невелик — всего около 1500 рабочих мест, а экспорт в США составляет лишь 8.3% от общего объёма экспорта золота. Поэтому даже при расширении тарифов серьёзного дополнительного падения ВВП не прогнозируется.
Негативное воздействие тарифного шока смягчается тремя ключевыми факторами.
Во-первых, 25% пошлины на фармацевтику, ранее ожидавшиеся в III квартале 2025 года, по новым прогнозам, будут введены только в начале 2027 года, что снимает примерно половину краткосрочного давления на экономику.
Во-вторых, внешняя конъюнктура улучшилась: благодаря соглашениям США с рядом торговых партнёров и более активной фискальной политике в Европе прогнозы роста для еврозоны повышены, а это снижает негативный эффект для экспорта Швейцарии.
В-третьих, оценки влияния неопределённости в торговой политике и её воздействия на деловые настроения стали более позитивными.
Экономическая активность демонстрирует замедление. После высокого роста в I квартале, частично обусловленного авансовыми поставками перед введением тарифов, во II квартале ожидается нулевой прирост ВВП.
Рынок труда также сигнализирует об охлаждении: растёт безработица, сокращается число вакансий, а индекс KOF (ведущий экономический индикатор, отражающий ожидания бизнеса и потребителей) указывает на дальнейшее замедление. Прогноз по росту на 2025 год повышен до 1.2% (с 0.9%) благодаря сильным данным начала года и пересмотру статистики, на 2026 год остаётся 1.1%. При этом эффект от торговли во II полугодии 2025 года будет чуть мягче, а в I полугодии 2026-го — немного сильнее.
Инфляция остаётся вблизи нижней границы целевого диапазона Швейцарского национального банка (SNB). В июне и июле отмечен небольшой рост, и июльский показатель превысил условный прогноз SNB на III квартал. Тем не менее, укрепление франка за последний год, рост безработицы, снижение инфляционных ожиданий и слабые краткосрочные перспективы говорят о сохранении общего уровня цен около 0% до I квартала 2026 года с последующим постепенным ускорением до 0.3% в годовом исчислении к концу года.
Монетарная политика, по базовому сценарию, предполагает снижение ключевой ставки SNB в сентябре на 25 б.п. до -0.25% с целью поддержать экономику и предотвратить риски дефляции. Однако факторы, препятствующие этому шагу, усилились: июньские заявления регулятора носили осторожный характер, инфляция пока соответствует прогнозу, франк стабилизировался и даже немного укрепился после 1 августа, а Европейский центральный банк ужесточил свою политику. Всё это повышает вероятность того, что ставка останется без изменений. Итоговое решение будет во многом зависеть от августовских данных по инфляции.
Экономика Швейцарии в ближайшие два года будет балансировать между внешними тарифными рисками и факторами, смягчающими их влияние. Отсрочка пошлин на фармацевтику, улучшение перспектив внешней торговли и снижение неопределённости в политике дают шанс на удержание умеренных темпов роста, однако сохраняющаяся низкая инфляция и уязвимость к новым торговым ударам делают денежно-кредитную политику SNB важнейшим инструментом стабилизации.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
