Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Отчетность Совкомфлоту подпортила геополитика » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Отчетность Совкомфлоту подпортила геополитика

15 августа 2025 Фридом Финанс | Совкомфлот

Результаты Совкомфлота за первое полугодие текущего года по МСФО заметно снизились по сравнению с аналогичным периодом 2024-го, пишет Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Выручка упала на 42% в годовом сопоставлении (г/г), до 53,4 млрд руб. Тот же показатель на основе тайм-чартерного эквивалента (TCE) сократился на 43% г/г, до 43,3 млрд руб. ($502 млн по среднему курсу). EBITDA составила $263 млн, рентабельность по ней уменьшилась до 53%. Скорректированная чистая прибыль, относящаяся к акционерам, упала с прошлогодних 28,8 млрд до 1,6 млрд руб. ($19,5 млн). По международным стандартам компания сгенерировала чистый убыток в объеме 36,9 млрд руб. из-за обесценения активов. Впрочем, во втором квартале TCE выросла на 26% кв/кв, до $279 млн, EBITDA повысилась на 51% до $158 млн.

Основной причиной ухудшения финансовых результатов Совкомфлота стало усиление санкционного давления со стороны США и ЕС, которое привело к простою части судов, снижению фрахтовых ставок и операционным сложностям. В январе 2025-го Вашингтон отозвал у компании лицензию на оперирование флотом, наложив блокирующие санкции на большее количество судов, что вызвало обесценение в сумме 29,8 млрд руб. Запрет Евросоюза на заход кораблей компании в порты стран альянса и волатильность курсов валют (убыток от разниц 8,5 млрд руб.) усугубили ситуацию. Положительным фактором стало восстановление во втором квартале за счет адаптации к новым рынкам, включая Азию, и оптимизации расходов, но общий эффект санкций привел к падению прибыли от эксплуатации судов на 54%, до 26,3 млрд руб.

Предстоящий саммит РФ–США на Аляске может оказаться важным для будущего компании. При благоприятном исходе переговоров и частичном смягчении санкций для судоходного сектора Совкомфлот сможет увеличить загрузку флота, вернуть часть маршрутов и потенциально участвовать в совместных арктических проектах, включая перевозку СПГ и нефти с новых месторождений. Это приведет к росту выручки и восстановлению рентабельности. Участие компании в таких инициативах, с ее ледокольным флотом, могло бы открыть доступ к технологиям и инвестициям, повысив загрузку активов на 20–30%. Однако вероятность смягчения санкций мы оцениваем примерно в 30%. Если этот шанс реализуется, через лицензии или частичный отзыв флот вернется к полным рейсам, TCE вырастет на 40–50%, а EBITDA удвоится за год. Однако в случае сохранения или ужесточения ограничений компания, вероятно, продолжит переориентацию на азиатские и внутренние маршруты, что сохранит давление на ее финансовые показатели.

Рыночные мультипликаторы Совкомфлота с учетом последних результатов выглядят завышенными. При цене акции 88,53 руб. и 2,334 млрд бумаг в обращении капитализация составляет 206,7 млрд руб. P/E по скорректированной прибыли (годовая экстраполяция: 3,2 млрд руб.) равен 64,6x, что существенно выше среднего отраслевого. EV/EBITDA (годовая: 41,2 млрд руб.) находится на отметке 5x, указывая на недооценку активов. P/BV (0,56x) сигнализирует о дисконте из-за рисков.

Несмотря на перечисленные вызовы, Совкомфлот сохраняет ликвидность (объем доступного кэша составляет 105,7 млрд руб.) и потенциал роста до 110–120 руб. (25–35%), который реализуется при смягчении санкционного давления.

Если ограничений останутся в силе котировки закрепятся в диапазоне 80–90 руб.