Предложение США встроить средства геолокационного отслеживания в передовые чипы для искусственного интеллекта знаменует собой фундаментальный сдвиг в управлении базовыми технологиями, превращая физический продукт в постоянно отслеживаемый актив. Этот шаг Вашингтона создает ряд неразрешимых юридических парадоксов для глобального бизнеса, фактически заставляя компании выбирать, законы какой сверхдержавы нарушать.
С технической точки зрения реализация данной инициативы предполагает создание системы верификации местоположения на основе задержки сигнала. Каждый чип будет оборудован уникальным криптографическим ключом и периодически отправлять запросы на доверенные серверы с известным местоположением. Анализируя время прохождения сигнала, можно будет определять приблизительное местоположение чипа без необходимости оснащения его энергозатратными GPS-модулями. Хотя формально это позиционируется как средство противодействия контрабанде, фактически создается глобальная инфраструктура контроля над вычислительными ресурсами.
Правовой основой для внедрения таких мер станет расширение действия Правил экспортного контроля (EAR) и Правила прямого иностранного продукта (FDP). Это позволит США распространить свои требования не только на чипы американского производства, но и на любые полупроводниковые изделия, созданные с использованием американских технологий или оборудования. Таким образом, даже продукция тайваньской TSMC или южнокорейской Samsung попадет под действие новых правил.
Однако подобные меры неизбежно столкнутся с серьезными правовыми коллизиями. В Европейском союзе требование передавать данные о местоположении оборудования в США вступит в противоречие с положениями GDPR, особенно после решения по делу Schrems II. В Китае такие системы нарушат законы о локализации данных и положения Закона о противодействии иностранным санкциям. В результате компании-покупатели окажутся в ситуации, когда соблюдение американских требований автоматически означает нарушение законодательства других стран.
Таким образом, эпоха действительно глобальной, оптимизированной и политически нейтральной технологической цепочки поставок закончилась.
Будущее — за технологическими блоками, определяемыми политической лояльностью. Компаниям придется делать трудный выбор, к какому блоку они принадлежат, поскольку беспрепятственная работа между ними становится юридически и технически невозможной. Само понятие "соответствие требованиям" (compliance) превращается в оружие. Оно больше не означает соблюдение стабильного набора правил, а скорее демонстрацию лояльности геополитическому блоку. Когда законы крупных держав находятся в прямом, непримиримом конфликте (EAR США против GDPR ЕС против AFSL Китая), компания не может соблюдать их все одновременно.
Следовательно, выбор, какому закону следовать, — это уже не юридическое, а политическое и стратегическое решение. Соблюдение EAR США рассматривается как акт политического союза с Вашингтоном и как враждебный акт со стороны Пекина.
Это превращает корпоративные юридические отделы из центров снижения рисков во внешнеполитических акторов, вынужденных принимать решения с глубокими геополитическими последствиям, и знаменует начало эры "встроенного управления" (embedded governance), когда политические и правовые нормы больше не находятся только в сводах законов, а жестко закодированы в самой технологии.
Это высшая форма экстерриториальности и логический финал тенденции, которую представляет собой предложение об отслеживании чипов. Для России и других стран, стремящихся к стратегической автономии, это событие подчеркивает критическую важность развития суверенных технологических возможностей — от производства оборудования до правовых рамок, регулирующих данные, — поскольку зависимость от любого единого иностранного блока теперь сопряжена с неприемлемыми условиями.
Автор - Дмитрий Григориади, адвокат, эксперт Института экономики роста им. П.А. Столыпина
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
