Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) часто сравнивают с промышленной революцией и появлением интернета. Из российских публичных компаний наиболее заметные игроки в сфере искусственного интеллекта — это Яндекс, Сбербанк, Т-Технологии и ВК.
ИИ стремительно развивается — от текстовых моделей к мультимодальным, обрабатывающим текст, видео, аудио, графику одновременно, от статистической обработки текста — к моделям, способным на рассуждение и логические операции. Следующий этап развития — универсальный ИИ, способный самостоятельно и без обучения разбираться в новых задачах.
Направление будущих применений ИИ обширны: от разработки новых медицинских препаратов и проведения автономных научных исследований до управления энергетическими сетями.
Но перспективы монетизации ИИ, как отмечает Мэри Микер в обзоре Trends – Artifcial Intelligence, неоднозначны — слишком велики капвложения в инфраструктуру (серверы, генерация электричества, системы охлаждения) и обучение нейросетей, а также слишком сильна конкуренция. Мы решили посмотреть, как развивают ИИ в России и окупаются ли технологии.
Как российские компании монетизируют ИИ уже сейчас
Основных направлений четыре:
ИИ-сервисы в «облаках» для бизнеса
ИИ-приложения для генерации рекламных объявлений и оптимизации рекламных кампаний
Оптимизация бизнес-процессов
Персональные ассистенты и умные устройства
Лучше всего монетизации поддаются сервисы для бизнеса: ИИ-приложения для анализа и обработки данных, которые бизнес хранит на удалённых серверах – «облаках», а также сервисы оптимизации интернет-рекламы. Умные устройства и ИИ-ассистенты пока работают на расширение базы пользователей.
В «облаках»
На мировом рынке крупнейшие поставщики облачных сервисов (хранение данных и вычисление) Amazon, Microsoft, Google, Oracle. С их уходом в 2022 году для российских компаний открылись новые перспективы. Из публичных компаний нишу заняли Яндекс (Yandex B2B Tech), ВК (VK Tech), Сбербанк.
Яндекс рассматривает B2B Tech как ключевую точку роста. Во II квартале выручка подразделения выросла на 59% до 11,4 млрд руб., или 3,3% от всей выручки компании. Для сравнения — выручка всего Яндекса выросла на 33%. Объём рынка оценивается в 240 млрд руб., к 2028 году ожидает рост до 510 млрд руб.
Доля ИИ-сервисов в выручке платформы за 2024 год составила 5%, в 2025 году ожидается рост до 8%. В II квартале запущены новые сервисы B2E и B2B Нейросаппорт и Нейроэксперт.
VK Tech в I полугодии 2025 года увеличила выручку на 48,2%, до 6,7 млрд руб., а скорректированную EBITDA — в 2,7 раза, до 0,7 млрд руб. При этом выручка всего холдинга выросла только на 13%. Основные драйверы роста — бизнес-приложения и сервисы продуктивности, во II квартале были представлены новые сервисы в кибербезопасности. В прошлом году компания выложила в открытый доступ платформу AutoML для бизнес-аналитиков с готовыми моделями для решения различных задач. Модели обучаются на данных из разных баз без фактического обмена данными.
ВК планирует IPO VK Tech в декабре 2025 года.
Т-Технологии рассматривает технологии как основной двигатель роста банка и не выделяет это направление как отдельное в своих финансовых результатах. Банк развивает собственные языковые модели, ИИ-ассистентов и ИИ-секретарей, различные решения на базе ИИ в своей экосистеме.
Выручка экосистемы B2B (включая финансовые услуги) выросла в 2024 году на 46%, до 95 млрд руб. Нефинансовые решения в экосистеме включают аналитические и управленческие инструменты, автоматизацию бухгалтерии, рекламные и маркетинговые сервисы.
Сервисы для рекламодателей
Выручка Яндекса от интернет-рекламы в I полугодии 2025 рост выросла на 16%, до 229 млрд руб. ВК — на 8%, до 50,5 млрд руб.
Обе компании используют нейросети для генерации объявлений, а также повышения эффективности рекламных кампаний. У Яндекса автоматический таргетинг занимает 44% от выручки поисковой рекламы и 65% от выручки в рекламных сетях, доля автостратегий превышает 80%.
В 2025 ВК запустил AI Persona — сервис для анализа аудитории и создания персонализированного маркетинга.
Оптимизация бизнеса
Для оптимизации бизнес-решений и автоматизации ИИ-модели используют все компании, в том числе не имеющие отношения к ИТ.
Сбербанк назвал развитие ИИ новым приоритетом в конце 2023 года, поставив задачу принимать большинство решений в автоматическом режиме. Инвестиции в ИИ на 2024-2026 год оценивались в 450 млрд руб. Столько же, по оценкам банка, компания зарабатывает на ИИ в год, в том числе 50 млрд руб. на генеративном ИИ. По оценкам президента банка Германа Грефа, инвестиции в генеративный ИИ начнут окупаться в 2026-2027 годы.
Как сообщал банк на дне инвестора в прошлом году, в процессы Сбербанка внедрено более 2000 ИИ-моделей, в том числе в процессы принятия решения по кредитам, оценкам рисков и персонализированного сервиса. Свой ИИ-помощник на базе GigaChat есть у клиентских менеджеров и программистов.
К GigaChat за I полугодие 2025 года обратилось 21 млн пользователей, эффект от него оценивается в 30 млрд руб.
Чат-боты и ассистенты
ИИ-ассистенты и чат-боты есть у всех компаний, ИИ-функции также встроены в почтовый сервис ВК Mail.ru, напрямую они не монетизируются, но это было бы и невозможно из-за огромного количества бесплатных сервисов.
Яндекс в рамках монетизации Алисы тестирует рекламу в чатах, более долгосрочная цель – «вынести ИИ из чатов в физический мир» за счёт универсального ИИ.
В итоге
Яндекс рассматривает ИИ как ключевое перспективное направление, Yandex Tech B2B растёт в два раза быстрее основного бизнеса, но доля в выручке всего 3,3%. Стратегия Яндекса — сразу встраивать нейросети в продукты и сервисы.
В холдинге ВК выручка подразделения VK Tech, включающего ИИ-сервисы для бизнеса, с начала года выросла на 48,2%, в 3,7 раза быстрее выручки холдинга.
Сбербанк оценивает эффект от применения ИИ-моделей в 450 млрд руб. в год при инвестициях 150 млрд руб. в год.
Т-Технологии рассматривают технологии, в том числе ИИ, как основной драйвер бизнеса.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
