
Мощный рост акций Русгаро, прибавивших в августе аж 30%, намекал на позитивный исход уголовного дела мажоритария компании Вадима Мошковича. Он с марта содержится под стражей в рамках полугражданского разбирательства с холдингом Солнечные продукты, основатель которой был не согласен с полученным от сделки доходом. Но стоило начаться судебному заседанию, и эти надежды разбились как хрустальный бокал о гранитный пол — число потерпевших от рук Мошковича выросло в 15 раз, а к ним прибавилось ещё и дело о даче взятки.
Юристы после ареста миллиардера разводили руками — по всем критериям дело выглядело гражданским, а не уголовным, зачем из-за такого уважаемого человека за решётку отправлять? Возбудили его по заявлению предпринимателя Владислава Бурова, владельца компании Солнечные продукты, которую холдинг поглотил несколько лет назад. Считается, что при заключении этой сделки Бурову обещали, что он останется совладельцем компании и станет членом совета директоров, плюс получат мощный инвестиционный укол в сердце своего детища. Позже глава Солнечных продуктов посчитал, что произошел рейдерский захват его активов. Он потерял бизнес и множество земельных участков (среди них и золотая столичная площадка на левом берегу Москвы-реки). Обращения в суд не помогли, решения принимали исключительно в пользу агрохолдинга. Но с юридической точки зрения всё было на тоненького.
По версии следственного департамента МВД, при покупке холдинга Солнечные продукты фигуранты убедили его основателя Владислава Бурова продать 85% акций в обмен на инвестиции, которые не последовали. Ущерб превысил десятки миллиардов рублей. Инвестиции не последовали, значит обман налицо? Но когда ты поглощаешь компанию, вполне могут всплыть факты, которые совсем не подталкивают к дополнительным вложениям. Вдруг новоиспечённым владельцам стала понятна реальная предбанкротная ситуация в купленной компании. Кто ж при таких условиях будет продолжать вкладываться. Короче, всё очень интересно, но ничего не понятно. Кроме разве что следующего факта: капитализация Русагро весной 2025г. рухнула в два раза, а его боссы отправились ждать вердикта в СИЗО. Основателя агрохолдинга Вадима Мошковича и бывшего гендиректора Максима Басова задержали 26 марта по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК) и злоупотреблении полномочиями (часть 2 статьи 201 УК). День спустя суд отправил их под арест. В мае Мещанский суд Москвы продлил арест Мошковича и Басова до 25 августа.
Стоило замаячить судебному заседанию, и перспективы боссов стали выглядеть вполне неплохо. Если, конечно, верить терминалу. В августе акции Русагро выросли со 103 руб. до 136 (+32%).

Вангой быть не надо, чтобы понимать: дело близится к концу. И, судя по всему, позитивному. Ведь да? Пока суд да дело, Басов начал усиленно качать тему несправедливости. Выступая по видеосвязи на очередном заседании,он дал такой комментарий: «Меня оторвали от семьи, и мои условия жизни совершенно ухудшены. Я 30 лет руковожу крупными компаниями и считаю несправедливым, что меня посадили в тюрьму, даже не доказав обвинения, которые были предъявлены».
Адвокаты Мошковича давили изо всех сил, заявив, что следствие ведется неэффективно. Оказывается за четыре месяца содержания агроолигарха под стражей с ним было произведено всего одно следственное действие. Плюс текущее состояние здоровье Мошковича требует избрания более мягкой меры пресечения в виде домашнего ареста или залога. В таком коленкоре многие ждали послаблений. Но началось заседание, и выяснилось, что следователи без дела всё это время не сидели. На этой неделе 15 компаний и ИП признаны потерпевшими по делу о мошенничестве и злоупотреблении полномочиями в отношении основателя Русагро Вадима Мошковича и экс-гендиректора холдинга Максима Басова. В их числе — общества с ограниченной ответственностью «Сингента», «Борма», «Отава», «Росток», «Синко трейд», СП «Романовка», СХП «Залесье», СХП «Кармала», СХП «Лозовское», СХП «Раздольное», СХП «Семеновское», СХП «Степное», СХП «Чесноковское», а также ИП Глава КФХ Агамирян С. Г.

Ранее потерпевшими по делу были признаны общество ЭФКО пищевые ингредиенты, кипрская компания Солпро (Solpro Investments LTD) — владелец холдинга Солнечные продукты Владислава Бурова, а также сам Буров. Ими заявлены исковые требования к Мошковичу, а также второму фигуранту дела — экс-гендиректору Русагро Максиму Басову — и иным лицам на суммы 47 970 076 722,88 рублей и 160 708 368,78 рублей соответственно. Заявители признаны гражданскими истцами.
Помимо выросшего в 15 раз списка пострадавших Мошкович попал под новое уголовное дело о даче взятки (ч. 5 ст. 291 УК РФ, до 15 лет лишения свободы) бывшему вице-губернатору Тамбовской области Сергею Иванову. По версии следствия, в 2019 году состоялась передача охотничьего карабина марки Blaser, стоимость которого вместе с оборудованием составила 2,6 млн руб. Вознаграждение якобы предназначалось куратору сельского хозяйства в регионе за общее покровительство. Всё как у классика — беру борзыми щенками. Ружьями, правда, реже одаривают. Но натуральбный обмен он и в Африке натур. В натуре. В интернете моделей Блэйзера в избытке, поди пойми, какой подарили. Но и на вскидку выглядят стволы дорого.

Там запасное дуло только для карабина под 700К. Интересно, где так проштрафился экс-чиновник, что пришлось даже огнестрельные украшение со стены снимать. Аукнулась предъява адвокатов, что следаки работают, спустя рукава? Плюс ещё и налоговики вступили в игру. У обвиняемых обнаружилась задолженность перед УФНС России по Саратовской области на сумму свыше 1 млрд рублей.
И что же мы имеем в итоге? Свет в конце тоннеля резко погас. Не успели остыть сказанные слова на диктофонных записях, а акции Русагро уже понеслись вниз (-5% 19 августа). На десять рубликов они откатились назад. Шансов, что котировки погонят вверх под обнадеживающие речи из зала суда поиссякли. Это весной юристы дружно считали, что ещё чуток и дело снова перестанет быть уголовным. Сейчас о приближающейся свободе Мошковича могут говорить только те, кто у него на зарплате.
А что с самой компанией? Бизнес по-прежнему остаётся сильным да интересным. Но возвращаться к этим акциям хотелось бы в районе сторублёвой отметки. И то осенью. Срок предварительного следствия по делу Мошковича и Басова продлили до 25 ноября 2025г. Остаётся последний вопрос. Раз всё разворачивается как у классиков, когда выстрелит висевшее на стене ружьё? Интересно, чиновники на свежих новостях из зала суда перетрясают собственные коллекции всякого разного у себя дома? Погореть на карабине за два с половиной мульта совсем ведь неприятно. А следователям, конечно, можно поаплодировать, глаз намётан, сразу распознали, что за бесценное сокровище скрывается за обычным вроде бы помповиком.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
