Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин

22 августа 2025 smart-lab.ru Бог Вычислений
Фото ПАО «Нижнекамскшина»

Всем привет! Среди публичных химических компаний на Мосбирже у нас нерассмотренными осталось две — ПАО «Владимирский химический завод» и ПАО «Нижнекамскшина». Сайт у Владимирского химического завода в коме, поэтому изучить его каталог продуктов и рассказать вам о технологиях их получения я пока не могу, вернёмся к этому вопросу позже. Сегодня обзор технологии производства шин на Нижнекамскшине — статья будет одна, поскольку ничего кроме шин (разнообразных, правда) компания не выпускает. ПАО «Нижнекамскшина» производит легкогрузовые шины брендов KAMA, Viatti и KAMA EURO.

Как компании зарабатывают деньги. Производство автомобильных шин

Если кто-то вам скажет, что производство шин — это не химическая технология, киньте в него камнем, потому что эта отрасль называется «технология переработки эластомеров» и является подотраслью как раз химической технологии. В моём вузе на химфаке даже была отдельная кафедра с таким названием.

А потому что при производстве шин происходят химические реакции вулканизации. Резина, из которой получается шина, производится прямо на шинном заводе. Резину делают из каучука, производимого нефтехимическими компаниями, такими как, например, ПАО «Сибур». Чтобы каучук стал резиной, молекулы полимера, из которых он состоит, нужно «сшить» в процессе вулканизации, что позволит каучуку (став резиной) приобрести новые свойства — эластичность в широком диапазоне температур, механическую прочность на разрыв и истирание. Для «сшивки» молекул полимера используются молекулярные мостики из серы. В результате вулканизации получаем резину, имеющую вот такую молекулярную структуру:

Образование резины вулканизацией полиизопрена (натурального каучука) серой

На этом я заканчиваю теоретическую справку, давайте же посмотрим на технологический процесс. Производство шин на ПАО «Нижнекамскшина» включает несколько ключевых этапов, от подготовки сырья до контроля качества готовой продукции. Предприятие оснащено современным оборудованием, а процессы максимально автоматизированы, что обеспечивает высокую точность и соответствие международным стандартам

Подготовка сырья

На конвейере ингредиенты будущей резиновой смеси — брикеты каучука, наполнители и всякое такое. Фото ПАО «Нижнекамскшина»

Цех подготовки сырья принимает каучук (натуральный и синтетический), серу, пластификаторы и другие ингредиенты. Каучук проходит распаривание в камерах при температуре 70–80°C для повышения пластичности.
Сырье хранится в специальных боксах с контролем условий. Например, жидкие пластификаторы доставляются по трубопроводам, а ингредиенты дробят и просеивают для улучшения качества.

Изготовление резиновой смеси

Общий вид производственной площадки подготовительного цеха. Фото autoreview.ru

В подготовительном цехе каучук смешивают с серой, маслом и химикатами в маточных линиях. На финальном этапе добавляют сероускорители.

Склад хранения готовых резиновых смесей в подготовительном цехе. Фото autoreview.ru

После модернизации 2017 года используются три современных резиносмесителя, что повысило производительность до 30 тыс. тонн смеси в год. Для шин Viatti в качестве усиливающего наполнителя применяют кремнезём (вместо технического углерода), улучшая сцепление и устойчивость к аквапланированию. Резиновая смесь на специальных вальцах формуется в виде ленты, которую направят на сборку шин.

Сборка шин

Нейлоновые нити — один из вариантов армирования прорезиненного корда. 

Сборочный цех. Линия каландирования. Фото ПАО «Нижнекамскшина»

На линиях каландрования проводят обкладку нейлоновых нитей или кордной ткани резиновыми смесями -- формируется обрезиненный корд. Для легковых шин могут использовать и металлокорд, что повышает прочность. Далее корд направляют на сборку шины.

Сборочные линии формируют многослойную структуру: каркас, брекер, протектор.
Каркас автомобильной шины состоит из одного или нескольких наложенных друг на друга слоёв обрезиненного корда. Это главный силовой элемент шины, который придаёт ей прочность и гибкость, а также определяет многие эксплуатационные свойства.

Раскроенная полоса слоя брекера

Брекер — это «пояс» в шине, расположенный между каркасом и протектором. Он также состоит из нескольких слоёв прорезиненного корда, но расположенного анизотропно каркасу, чтобы работать при нагрузках, приложенных к шине в другом направлении.
Протектор — элемент шины, представляющий собой толстый резиновый слой, предназначенный для защиты внутренней части шины от проколов и повреждений, а также для формирования оптимального пятна контакта шины.

Прикатка протектора на сборочном комплексе

Агрегат супер-сборки автоматизирует укладку компонентов, повышая производительность на 10–15%. После сборки «сырые» шины направляются конвейером в цех вулканизации.

Вулканизация

Загрузка сырой шины в вулканизационный пресс производства ЗАО «Ярполимермаш»

Химическое сердце процесса, все предыдущие танцы были лишь подготовкой к главному — вулканизации. Готовые заготовки помещают в форматоры-вулканизаторы, где при температуре 155 °C и давлении 20 атм. происходит формование и вулканизация в течение 55 минут.

Свулканизованная шина размера 185/75 R16 C 104/102 RV-525

Для нагрева используется перегретый пар от ТЭЦ, а система транспортировки «сырых» шин управляется чипами с электронной маркировкой.

Контроль качества

Конвейерная лента с шинами размера 215/55 R17 94V V-130 на участке инспекции качества на линии

Каждая шина проходит рентгеновскую дефектоскопию, проверку силовой неоднородности, биения и веса. Дефекты выявляются с точностью до 0,1 мм.

Рентгенодефектоскопия шины

На предприятии действует система менеджмента качества по ISO 9001 и IATF 16949, а продукция сертифицирована для поставок на автозаводы Volkswagen, Skoda, Ford (пока что это бесполезно, но вообще Нижнекамскшина умеет и могёт).

Михалыч и его любофф. Фото ПАО «Нижнекамскшина»

Теперь о цифрах. ПАО «Нижнекамскшина» производит 326 товарных позиций шин под брендами KAMA и Viatti, включая шины для легковых автомобилей, легкового коммерческого транспорта, сельскохозяйственной и индустриальной техники, шины для квадроциклов и велошины. Ассортимент продукции насчитывает 113 типоразмеров с посадочным диаметром от 10 до 20 дюймов. Генеральным дистрибьютором продукции Общества является ООО «ТД «Кама».
Объем выпуска — 10,2 млн шин/год, 8% из которых экспортируется. В 2024 г. география экспорта продукции ПАО «Нижнекамскшина» насчитывала 16 стран, из них 10 стран ближнего зарубежья, 6 стран дальнего зарубежья.
На внутреннем рынке основными B2B потребителями шинной продукции Нижнекамскшины являются крупнейшие отечественные производители автомобильной техники. В течение 2024 г. отгрузка шин осуществлялась в адрес 11 автопроизводителей. B2C рынок остается ключевым рынком не только с точки зрения объемов реализации продукции ПАО «Нижнекамскшина» (79 % от всех продаж продукции), но и уровня рентабельности. Основные продажи шинной продукции осуществляются через оптовый канал.

Структура реализации по основным категориям потребителей шинной продукции на B2C рынке России. Источник: Годовой отчёт 2024 ПАО «Нижнекамскшина»

По итогам 2024 г. предложение шинной продукции на рынке РФ по легковым и легкогрузовым шинам составило 63 млн шт. шин, что на 21% больше по сравнению с предыдущим годом. Рыночная доля ПАО «Нижнекамскшина» на российском рынке легковых и легкогрузовых шин по итогам 2024 г. составила 15 %.

Основные производители, выпускающие конкурентную продукцию. Здесь кстати у делателей отчёта ошибка — Волтайр находится тут у меня в г. Волжский (Волгоградская обл.), а не в г. Волжск (Марий Эл), что вдвойне тупо, ведь Волжский больше чем Волжск в шесть раз, Карл! Источник: Годовой отчёт 2024 ПАО «Нижнекамскшина»

Инвестиционная программа на 2025 год сформирована на сумму 65,2 млн руб. (без НДС). Источники инвестиций: собственные средства. В рамках инвестиционной программы ПАО «Нижнекамскшина» 2025 года основную часть инвестиций планируется направить на обновление основного технологического оборудования.
Вся эта деятельность привела к следующим финансовым результатам 2024 года:

Источник: Годовой отчёт ПАО «Нижнекамскшина» 2024.

Дивиденды компания не платит, но в Годовом отчёте 2024 обещает в среднесрочной перспективе рассмотреть этот вопрос.

Все данные взяты из Годового отчёта 2024 ПАО «Нижнекамскшина», если не указано иное.