Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Революция электромобилей в Китае вызвала шок по всему миру » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Революция электромобилей в Китае вызвала шок по всему миру

28 августа 2025 CNBC

Китайский гигант электромобилей меняет мировой автомобильный рынок. Быстрый рост автомобильной отрасли Пекина объясняется субсидиями, налоговыми льготами и крупным финансированием расходов на исследования и разработки

Скорость и масштаб распространения электромобилей в Китае стали неожиданностью для мирового сообщества, и эксперты уверены, что эта тенденция будет продолжаться.

Генеральный директор Tesla Илон Маск оказался среди тех, кто недооценил возможности китайских производителей электромобилей.

В 2011 году Маск с пренебрежением отозвался о BYD, высмеяв их продукцию в интервью для Bloomberg. «Вы видели их машину?» — сказал он. «Не думаю, что она смотрится особенно привлекательно, технологии не на высоте. К тому же у BYD как компании серьёзные проблемы на родине, в Китае. Они, кажется, сосредоточены, и вполне справедливо, на том, чтобы просто выжить в Китае».

Однако последнее слово, похоже, осталось за BYD. Эта компания стала лидером в агрессивном продвижении электромобилей в Китае, быстро расширяя внутренний рынок и обогнав Tesla, став крупнейшим в мире производителем электромобилей по выручке в 2024 году.

Китайские стартапы, такие как Nio и Li Auto, а также более известные автопроизводители, такие как Geely и SAIC Motor, также играют ключевую роль в этой области. Производитель аккумуляторов CATL, в свою очередь, обеспечивает эти транспортные средства необходимой энергией.

Хеннер Лене, вице-президент по конкурентной разведке, анализу рынка и прогнозированию в S&P Global Mobility, отметил, что китайская индустрия электромобилей стала «значительной силой» в трансформации мирового авторынка.


«Ещё пару лет назад китайские автопроизводители не воспринимались как серьёзные конкуренты устоявшейся мировой автомобильной промышленности. Но всё изменилось всего за несколько лет», — сообщил Лене в интервью CNBC.

«Только за последние три года BYD увеличивал производство примерно на 1 миллион единиц в год, что заставило многих менеджеров по продукции традиционных автопроизводителей пересмотреть свои взгляды. И конкуренция не ограничивается только Китаем», — добавил он.


Чувствуя давление

В 2023 году Китай занял лидирующую позицию в мире по экспорту автомобилей, обогнав Японию. Продажи автомобилей на внутреннем рынке Китая установили рекорд, достигнув 31,4 млн единиц, из которых около 41% составили новые электромобили.

Рост китайского автопрома обусловлен государственной поддержкой, включая субсидии и налоговые льготы, а также значительные инвестиции в разработку электромобилей — порядка 230 миллиардов долларов с 2009 по 2023 год. Эксперты отмечают такие факторы, как низкая стоимость рабочей силы, снижение курса юаня, передовые технологические инновации и надежная система поставок аккумуляторов.

Усиление позиций Китая вызвало обеспокоенность на западных рынках, где власти подозревают страну в применении антиконкурентных методов. В ответ США и Европейский союз ввели пошлины на китайские электромобили, чтобы защитить свои традиционные автогиганты.

Майкл Данн, глава Dunne Insights и специалист по китайскому автопрому, предсказывает, что Китай продолжит укреплять свои позиции в автомобилестроении, аналогично тому, как это произошло в производстве солнечных панелей, судостроении, беспилотных летательных аппаратов и стали.

По прогнозам Данна, к 2030 году Китай выйдет на уровень производства 36 миллионов автомобилей в год, что составит 40% от мирового автопрома. Экспорт китайских автомобилей также значительно вырастет — до 9 миллионов единиц в год, тогда как в 2020 году он не превышал 1 миллиона.

Данн также отмечает, что страны с менее развитой обрабатывающей промышленностью, такие как Таиланд, Южная Африка и Испания, уже сталкиваются с давлением со стороны китайского импорта.

Переворот в автомобильной отрасли?

Продажи китайских электромобилей стремительно растут в Великобритании. В июне 2023 года на долю китайских брендов пришлось около 10% всех новых автомобилей, что существенно превышает показатели предыдущих лет.

Китайские производители электромобилей также активно завоевывают рынок Норвегии, где электромобили пользуются высоким спросом. С момента первой поставки MG в январе 2020 года китайские бренды заняли около 10% рынка этой скандинавской страны.

Релла Саскин, аналитик компании Morningstar, подчеркнула, что рост конкурентоспособности китайских автомобилей только начинается.


«Китай испытывает такой высокий спрос на свои автомобили, что вынужден искать новые рынки. Мы сейчас находимся на этапе, когда экспорт в другие страны только начинается. Это только начало», — сказала Саскин в интервью CNBC.


Недавно стало известно, что в 2024 году китайская индустрия электромобилей впервые за всю историю инвестировала больше средств в зарубежные заводы, чем в отечественные.

Однако на внутреннем рынке ситуация для китайских производителей складывается не так благоприятно. Аналитики CNBC прогнозируют скорый переворот в отрасли, так как многие стартапы могут столкнуться с трудностями в получении прибыли из-за растущей конкуренции.

Как Европа может ответить на вызов Китая?

Сигрид де Врис, гендиректор Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), назвала Китай «жёстким конкурентом» в мировом автопроме.


«Как европейская автомобильная индустрия, мы имеем успешный опыт конкуренции. Поэтому я бы не хотел отказываться от наших игроков или от японских, корейских или американских», — заявил де Врис.


ACEA, представляющая 16 крупнейших европейских автобрендов, включая Volkswagen, BMW, Stellantis, Renault и Volvo, неоднократно призывала ЕС принять меры для поддержания конкурентоспособности Европы на пути к полной электрификации автопрома.

По мнению де Вриса, выравнивание политических условий с Китаем будет критически важным для европейских автопроизводителей.


«Мы понимаем, что некоторые меры выравнивания, если говорить от лица ЕС, могут быть реализованы на условиях ЕС. Речь идёт о нормативно-правовой базе, которая увеличивает затраты и подавляет инновации, а не способствует развитию предпринимательства», — отметил де Врис.


Он также добавил, что, хотя Европа не может существенно повлиять на Китай или США, ЕС может скорректировать свою нормативную базу, чтобы «создать наилучшие условия для ведения бизнеса в Европе».

В ответ на запрос CNBC Европейская комиссия, исполнительный орган ЕС, воздержалась от комментариев по данному вопросу.