Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Импорт автомобилей и курс рубля. Есть ли связь? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Импорт автомобилей и курс рубля. Есть ли связь?

9 сентября 2025 Альфа-Капитал | Рубль

Оцениваем, как импорт легковых автомобилей влияет на курс валют и можно ли спрогнозировать дальнейшую динамику рубля на основе оперативных данных.

Импорт автомобилей, составляющий значимую часть всего товарного импорта России, занимает ключевое место среди факторов, определяющих колебания курса рубля. Динамика ввоза новых и подержанных авто непосредственно отражается на объёмах спроса на иностранную валюту — а значит, и на валютном рынке в целом.

Ведущим источником актуальных данных об импорте и продажах автомобилей в России выступает аналитическое агентство Автостат. В начале каждого месяца агентство оперативно публикует статистику — раньше любых других агрегаторов и официальных ведомств, благодаря чему отчёты Автостата стали важным ориентиром для отслеживания изменений динамики валютного спроса. Данные агентства можно использовать для оценки темпов роста или падения импортных потоков и их влияния на курс рубля.

Почему эти цифры важны
Импорт легковых авто — один из крупнейших компонентов общего товарного импорта. Он исполняет роль важного индикатора валютного спроса. В товарной структуре импорта РФ по итогам I полугодия 2025 года наибольший удельный вес, по данным ФТС, пришёлся на машины, оборудование и транспортные средства. Он составил 47,8%.

Автомобильный рынок исторически синхронизирован с валютным. Например, сильное падение импорта автомобилей указывает на временное снижение спроса на валюту — и, таким образом, при прочих равных может стать причиной укрепления рубля. Наоборот, всплеск ввоза авто вызывает рост спроса на валюту и, как следствие, ослабление рубля. Пример такого скачка импорта мы видели осенью 2024 года перед повышением утильсбора (это разовый обязательный платёж в России, который уплачивают производители и импортёры транспортных средств (ТС) для покрытия расходов на их безопасную утилизацию после окончания срока службы, защиты экологии и здоровья граждан), и это совпало с ослаблением рубля. Затем резкое снижение импорта, наоборот, стало одним из факторов его укрепления в этом году: меньше потребности в валюте для оплаты зарубежных поставок — меньше давление на рубль.

Следовательно, исходя из текущих трендов импорта автомобилей можно прогнозировать его влияния на курс рубля.

Как развивается ситуация в 2025 году
Первую половину года национальная валюта укреплялась, тенденция изменилась в июле — сентябре. Разворот совпал с ростом импорта авто: после просадки в мае показатель начал уверенно расти, в июле достиг максимального значения за год, 75,6 тыс. новых и подержанных машин, и сохранился около этого уровня в августе.

Импорт автомобилей и курс рубля. Есть ли связь?

При этом, если оценивать годовую динамику, импорт новых автомобилей в 2025 году существенно сократился: в августе он упал на 41% (до 74,9 тыс. машин), по данным Автостата. В совокупности, за первые восемь месяцев 2025 года было ввезено 482,5 тыс. автомобилей. Это на 42% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

По данным аналитического агентства, продажи новых автомобилей в августе 2025 года также установили рекорд с начала года (122,2 тыс.), однако это всё равно на 18% ниже, чем в прошлом августе. Оживление спроса на авто уже привело к снижению их количества на складах автодилеров. Этот процесс начался ещё в июне и продолжается по сей день.

Прогнозы
По мере роста продаж новых автомобилей эффект затоваривания будет проходить — а, значит, можно ожидать увеличение объёма импорта. Новый импульс покупательскому спросу также окажет дальнейшее снижение ключевой ставки. Так, по оперативным данным аналитического агентства, уровни выдачи автокредитов всё ещё ниже, чем год назад, но в июле — августе отставание начало сокращаться от месяца к месяцу.

Кроме того, с 1 января 2026 года запланировано новое повышение утильсбора — можно ожидать, что до конца года дилеры вновь ускорят закупки новых партий, чтобы успеть ввезти автомобили по действующим ставкам.

Траектория импорта приближается к тем уровням, на которых находилась в конце 2023–2024 гг., когда средний курс доллара составлял 93–103 руб.

Рост импорта создаст дополнительный спрос на валюту, что способно снизить курс рубля к концу 2025 года, даже в условиях стабильного экспорта и всё ещё достаточно жёсткой денежно-кредитной политики регулятора.

Недостатки статистики по импорту авто
Данные об объёмах импорта новых автомобилей немного искажаются по мере переноса части сборки в РФ. Всё больше марок собираются внутри страны и не попадают в статистику импорта готовых авто. В пользу этого также говорит снижение доли юридических лиц в структуре импорта новых автомобилей (54% в августе 2025 года против 86% годом ранее).
Импорт авто не полностью повторяет спрос населения на весь импорт в целом из-за периодического возникновения разовых отраслевых факторов. Например, рост импорта перед увеличением утильсбора и снижение сразу после него для заполнения стоков (складов) по действующим тарифам.

Импорт автомобилей служит ориентиром для анализа общих объёмов импорта и позволяет заранее выявлять тренды на валютном рынке. Это особенно важно, поскольку автомобили как товар длительного пользования остро реагируют на изменения денежно-кредитной политики и чувствительны к динамике спроса.