23 марта 2010 Коммерсант.ru
16 марта министры финансов стран Евросоюза договорились о предоставлении финансовой помощи Греции. Детали не раскрываются, но ранее Европейский центробанк называл сумму €20-25 млрд. Однако эта помощь не устранит глубинных причин кризиса, связанных с неспособностью стран еврозоны проводить самостоятельную экономическую политику при остром желании этим все-таки заниматься. Поэтому неудивительно, что евро продолжает падать: с начала года он потерял уже 9,3% по отношению к доллару, и, видимо, процесс удешевления европейской валюты продолжится.
Греческая трагедия
Сюжет греческого кризиса внешне довольно незамысловат. В январе 2010 года выяснилось, что бюджетный дефицит Греции составляет 12,7% ВВП, а государственный долг — 113% ВВП. Однако, согласно Пакту о стабильности и росте, который обязуется соблюдать каждый член ЕС, в том числе и Греция, национальный бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а размер госдолга не должен быть больше 60% от ВВП.
Греция намекнула, что нуждается в помощи со стороны ЕС, но Евросоюз под давлением возмущенного столь грубым нарушением обязательств Европейского центробанка (ЕЦБ) потребовал от Греции принять жесткую программу сокращения бюджетных расходов. Программа ЕС была частично принята в феврале. Были сокращены пенсии и зарплаты бюджетников, повышены налоги. Увеличилось даже налогообложение греческой православной церкви. Церковь была возмущена.
Впрочем, не только она. На улицы городов вышли толпы протестующих. Митинги иногда переходили в погромы. Например, 6 марта толпа штурмовала здание парламента Греции в Афинах, где как раз в это время проходило заседание, посвященное дальнейшему ужесточению бюджетной политики. Накануне, 5 марта, граждане блокировали местную фондовую биржу.
На фоне свежих протестов как-то забылось, что Грецию лихорадит уже полтора года. Еще в середине декабря 2008-го в Афинах и других крупных городах Греции вспыхнули уличные беспорядки. Правда, тогда их списали на "вандализм радикальных молодежных группировок". И как-то не заметили в рядах протестующих экономических лозунгов.
А меж тем уже в 2008-м кризис ударил по Греции весьма сильно. Ведь развитой промышленности, как во Франции или в Германии, в Греции нет. Поэтому львиная доля доходов, в том числе и в госбюджет, поступает от туризма, экспорта сельхозпродукции и экспорта стройматериалов (в частности, мрамора).
Но в кризис людям и компаниям не до поездок и не до отделки офисов мрамором — эти отрасли пострадали одними из первых. В результате за 2008 год безработица в Греции увеличилась всего на 1,4%, а в январе 2009 года — сразу на 19%. Возможно, в том и причина "радикализма" середины декабря 2008 года: многим людям объявили о грядущем увольнении. Как положено, за две недели.
Скандал в благородном семействе
Видимо, чтобы тогда унять погромщиков, правительство премьер-министра Йоргоса Папандреу и вынуждено было увеличить бюджетный дефицит и госдолг. Тем более что в 2009 году в Греции состоялись выборы в Европарламент. На год средств хватило, хотя выборы правящая партия ПАСОК все равно проиграла.
Зато теперь приходится краснеть перед представителями других европейских стран и еврокомиссарами. Так, 16 февраля премьер-министр Литвы Андриус Кубилиус заявил, что "Афинам нужно предложить добровольный выход из еврозоны, так как европейские страны стали заложниками безответственной финансовой политики греческого правительства".
А 5 марта канцлер Германии Ангела Меркель предложила членам бундестага "разработать механизм исключения из еврозоны отдельных стран, нарушающих ее финансовую стабильность; критерием отбора кандидатов на выбывание может стать размер бюджетного дефицита". Поскольку бундестаг обладает правом законодательной инициативы в Европарламенте (канцлер Германии им не обладает), угроза для Греции возникла весьма серьезная.
Кроме моральных потерь у Греции возникли и дополнительные материальные проблемы. Международные рейтинговые агентства Fitch, S&P и Moody`s снизили в феврале суверенный рейтинг страны. В результате мартовские выпуски государственных облигаций на €13 млрд Греция была вынуждена разместить по ставкам выше традиционных 6% годовых.
Правительство Греции неоднократно просило европейских парламентеров "проявить солидарность, повлияв на аппетиты рыночных спекулянтов". На прошлой неделе спикер греческого парламента Георгий Паталотис заявил: "Мы должны где-то занимать, но не по таким же ставкам! Если мы убедимся, что ЕС не в состоянии повлиять на уровень ставок, тогда стоит пересмотреть его роль в современном мире".
"Если мы окажемся перед необходимостью платить очень высокие проценты по привлекаемым с международного финансового рынка займам, то не исключены и другие пути привлечения кредитов",— поддержал спикера премьер-министр Папандреу, намекая на последнюю надежду страны — МВФ. Вместе с тем еще в начале марта глава ЕЦБ Жан-Клод Трише отказывался рассматривать такой сценарий событий, называя его фантастическим.
Ситуацию несколько разрядило заявление председателя группы министров финансов стран еврозоны Жан-Клода Юнкера от 16 марта. "Министры финансов стран еврозоны договорились о предоставлении помощи Греции — скорее всего, в виде двусторонних кредитов",— сообщил он. При этом финансист отметил, что Греция не просила о помощи другие страны еврозоны, но оговорился, что такая помощь вероятна, если Греции все таки понадобятся средства.
Банановые республики
Группу стран EC, имеющих серьезные экономические проблемы, несколько неполиткорректно называют группой PIGS — от первых букв английских названий Португалии, Италии, Греции и Испании. Даже при беглом взгляде на эти страны бросаются в глаза две объединяющие их особенности.
Во-первых, все они расположены на юге Европы. А во-вторых, как ни парадоксально, в этой группе нет юных членов Евросоюза, принятых в него после 1991 года, во время знаменитого расширения на восток.
Более пристальный взгляд выявляет и третью особенность: это страны с несильно развитой промышленностью. То есть их экономика не диверсифицирована, а большая часть экспорта сосредоточена в трех-четырех отраслях. Эти же отрасли, как правило, вносят и основной вклад в ВВП.
Получаем портрет типичного представителя группы риска: южная страна с весьма ограниченным набором экспортных отраслей вплоть до моноотраслевой ориентации. Банановая республика какая-то, а не солидный, старый член Евросоюза.
Но возможно, в том и проблема: портрет экономики стран группы PIGS остается на уровне банановой республики, но преодолевать экономические неурядицы в латиноамериканском стиле, то есть девальвировать национальную валюту и объявлять дефолт по суверенным облигациям, эти страны не могут. Ведь национальных валют после вхождения в зону евро у них нет, а за финансовыми играми национальных правительств жестко следят ЕЦБ и другие органы Евросоюза.
Например, 19 февраля Евростат сообщил, что проверяет, "помог ли американский банк Goldman Sachs властям Греции скрыть реальную сумму госдолга". Евростат полагает, что в 2002 году по совету Goldman Sachs "греческие власти заимствовали у банка €1 млрд, используя сложный финансовый инструмент, который позволил не регистрировать эту операцию в отчетности".
Евростат "запросил у властей Греции информацию об использовании валютных свопов и их влиянии на состояние государственных финансов". А еврокомиссар по экономике Олли Рен 19 февраля заявил о необходимости провести "углубленное исследование по вопросу использования валютных свопов греческими властями начиная с 2001 года с целью выяснить, были ли при этом соблюдены соответствующие требования ЕС".
Не имея свободы обращения с государственными финансами, характерной для банановых республик, страны группы PIGS имеют население, привыкшее отнюдь не к латиноамериканским, а к европейским свободам и социальным гарантиям. Население, например, требует от национального правительства высоких европейских пособий по безработице. А при отказе их выплачивать может и погром устроить.
Причем протесты будут не в Брюсселе — далекой столице евробюрократии, которая настаивает на сокращении бюджетных дефицитов,— а в Афинах или, например, в Лиссабоне. И в этом еще одна проблема: в ЕС есть единый центробанк, который борется с инфляцией. Однако нет единого правительства и единого минфина, определяющего налоговую политику и бюджет. А потому каждая из стран ЕС должна балансировать свой бюджет самостоятельно. Что не всегда получается, особенно в кризис.
Братская помощь
Так что же — впереди крах евро и развал ЕС? Вряд ли, и вот почему. Представим себе, что какая-нибудь из стран группы PIGS в добровольном или принудительном порядке покинет Евросоюз и зону евро. Что будет с евроотщепенцем?
Прежде всего для такой страны резко возрастет стоимость внешних заимствований: риск по национальной валюте наверняка окажется выше, чем по единой европейской. Следовательно, резко пойдет вниз суверенный рейтинг. Не говоря уже о спекулятивных атаках на ослабленную национальную валюту (обеспечением ее конвертируемости стране-отщепенцу придется заниматься самостоятельно).
Далее: продукцию своих трех-четырех основных экспортных отраслей бывшему члену Евросоюза все равно надо будет кому-то сбывать. Одно дело сбывать за евро и пользоваться при этом всей защитной машиной Евросоюза. Совсем другое — пытаться достичь похожих результатов на мировом рынке в гордом одиночестве.
Таким образом, выход из Евросоюза для стран группы PIGS крайне невыгоден экономически. А для ведущих стран ЕС — Франции и Германии бегство одного из членов созданного ими союза невыгодно уже политически.
Поэтому можно предположить, что до развала ЕС и краха евро дело все-таки не дойдет. Не следует сбрасывать со счетов и возможности евробюрократии. Согласовывать интересы, уговаривать и достигать компромиссов эти люди умеют. И результаты уже есть: принципиальная договоренность о том, что деньги от ЕС Греция все-таки получит.
Наиболее пострадавшим в такой ситуации оказывается евро. Он ослабляется: с начала года европейская валюта уже потеряла 9,3% по отношению к доллару. И этот тренд продолжится до тех пор, пока проблемы рискованных стран еврозоны не будут решены. То есть как минимум до лета. Для российских импортеров и потребителей это, возможно, будет означать некоторое удешевление европейских товаров. Однако копить на отпуск в евро едва ли целесообразно. Даже если вы собираетесь в Грецию.
http://www.kommersant.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Греческая трагедия
Сюжет греческого кризиса внешне довольно незамысловат. В январе 2010 года выяснилось, что бюджетный дефицит Греции составляет 12,7% ВВП, а государственный долг — 113% ВВП. Однако, согласно Пакту о стабильности и росте, который обязуется соблюдать каждый член ЕС, в том числе и Греция, национальный бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а размер госдолга не должен быть больше 60% от ВВП.
Греция намекнула, что нуждается в помощи со стороны ЕС, но Евросоюз под давлением возмущенного столь грубым нарушением обязательств Европейского центробанка (ЕЦБ) потребовал от Греции принять жесткую программу сокращения бюджетных расходов. Программа ЕС была частично принята в феврале. Были сокращены пенсии и зарплаты бюджетников, повышены налоги. Увеличилось даже налогообложение греческой православной церкви. Церковь была возмущена.
Впрочем, не только она. На улицы городов вышли толпы протестующих. Митинги иногда переходили в погромы. Например, 6 марта толпа штурмовала здание парламента Греции в Афинах, где как раз в это время проходило заседание, посвященное дальнейшему ужесточению бюджетной политики. Накануне, 5 марта, граждане блокировали местную фондовую биржу.
На фоне свежих протестов как-то забылось, что Грецию лихорадит уже полтора года. Еще в середине декабря 2008-го в Афинах и других крупных городах Греции вспыхнули уличные беспорядки. Правда, тогда их списали на "вандализм радикальных молодежных группировок". И как-то не заметили в рядах протестующих экономических лозунгов.
А меж тем уже в 2008-м кризис ударил по Греции весьма сильно. Ведь развитой промышленности, как во Франции или в Германии, в Греции нет. Поэтому львиная доля доходов, в том числе и в госбюджет, поступает от туризма, экспорта сельхозпродукции и экспорта стройматериалов (в частности, мрамора).
Но в кризис людям и компаниям не до поездок и не до отделки офисов мрамором — эти отрасли пострадали одними из первых. В результате за 2008 год безработица в Греции увеличилась всего на 1,4%, а в январе 2009 года — сразу на 19%. Возможно, в том и причина "радикализма" середины декабря 2008 года: многим людям объявили о грядущем увольнении. Как положено, за две недели.
Скандал в благородном семействе
Видимо, чтобы тогда унять погромщиков, правительство премьер-министра Йоргоса Папандреу и вынуждено было увеличить бюджетный дефицит и госдолг. Тем более что в 2009 году в Греции состоялись выборы в Европарламент. На год средств хватило, хотя выборы правящая партия ПАСОК все равно проиграла.
Зато теперь приходится краснеть перед представителями других европейских стран и еврокомиссарами. Так, 16 февраля премьер-министр Литвы Андриус Кубилиус заявил, что "Афинам нужно предложить добровольный выход из еврозоны, так как европейские страны стали заложниками безответственной финансовой политики греческого правительства".
А 5 марта канцлер Германии Ангела Меркель предложила членам бундестага "разработать механизм исключения из еврозоны отдельных стран, нарушающих ее финансовую стабильность; критерием отбора кандидатов на выбывание может стать размер бюджетного дефицита". Поскольку бундестаг обладает правом законодательной инициативы в Европарламенте (канцлер Германии им не обладает), угроза для Греции возникла весьма серьезная.
Кроме моральных потерь у Греции возникли и дополнительные материальные проблемы. Международные рейтинговые агентства Fitch, S&P и Moody`s снизили в феврале суверенный рейтинг страны. В результате мартовские выпуски государственных облигаций на €13 млрд Греция была вынуждена разместить по ставкам выше традиционных 6% годовых.
Правительство Греции неоднократно просило европейских парламентеров "проявить солидарность, повлияв на аппетиты рыночных спекулянтов". На прошлой неделе спикер греческого парламента Георгий Паталотис заявил: "Мы должны где-то занимать, но не по таким же ставкам! Если мы убедимся, что ЕС не в состоянии повлиять на уровень ставок, тогда стоит пересмотреть его роль в современном мире".
"Если мы окажемся перед необходимостью платить очень высокие проценты по привлекаемым с международного финансового рынка займам, то не исключены и другие пути привлечения кредитов",— поддержал спикера премьер-министр Папандреу, намекая на последнюю надежду страны — МВФ. Вместе с тем еще в начале марта глава ЕЦБ Жан-Клод Трише отказывался рассматривать такой сценарий событий, называя его фантастическим.
Ситуацию несколько разрядило заявление председателя группы министров финансов стран еврозоны Жан-Клода Юнкера от 16 марта. "Министры финансов стран еврозоны договорились о предоставлении помощи Греции — скорее всего, в виде двусторонних кредитов",— сообщил он. При этом финансист отметил, что Греция не просила о помощи другие страны еврозоны, но оговорился, что такая помощь вероятна, если Греции все таки понадобятся средства.
Банановые республики
Группу стран EC, имеющих серьезные экономические проблемы, несколько неполиткорректно называют группой PIGS — от первых букв английских названий Португалии, Италии, Греции и Испании. Даже при беглом взгляде на эти страны бросаются в глаза две объединяющие их особенности.
Во-первых, все они расположены на юге Европы. А во-вторых, как ни парадоксально, в этой группе нет юных членов Евросоюза, принятых в него после 1991 года, во время знаменитого расширения на восток.
Более пристальный взгляд выявляет и третью особенность: это страны с несильно развитой промышленностью. То есть их экономика не диверсифицирована, а большая часть экспорта сосредоточена в трех-четырех отраслях. Эти же отрасли, как правило, вносят и основной вклад в ВВП.
Получаем портрет типичного представителя группы риска: южная страна с весьма ограниченным набором экспортных отраслей вплоть до моноотраслевой ориентации. Банановая республика какая-то, а не солидный, старый член Евросоюза.
Но возможно, в том и проблема: портрет экономики стран группы PIGS остается на уровне банановой республики, но преодолевать экономические неурядицы в латиноамериканском стиле, то есть девальвировать национальную валюту и объявлять дефолт по суверенным облигациям, эти страны не могут. Ведь национальных валют после вхождения в зону евро у них нет, а за финансовыми играми национальных правительств жестко следят ЕЦБ и другие органы Евросоюза.
Например, 19 февраля Евростат сообщил, что проверяет, "помог ли американский банк Goldman Sachs властям Греции скрыть реальную сумму госдолга". Евростат полагает, что в 2002 году по совету Goldman Sachs "греческие власти заимствовали у банка €1 млрд, используя сложный финансовый инструмент, который позволил не регистрировать эту операцию в отчетности".
Евростат "запросил у властей Греции информацию об использовании валютных свопов и их влиянии на состояние государственных финансов". А еврокомиссар по экономике Олли Рен 19 февраля заявил о необходимости провести "углубленное исследование по вопросу использования валютных свопов греческими властями начиная с 2001 года с целью выяснить, были ли при этом соблюдены соответствующие требования ЕС".
Не имея свободы обращения с государственными финансами, характерной для банановых республик, страны группы PIGS имеют население, привыкшее отнюдь не к латиноамериканским, а к европейским свободам и социальным гарантиям. Население, например, требует от национального правительства высоких европейских пособий по безработице. А при отказе их выплачивать может и погром устроить.
Причем протесты будут не в Брюсселе — далекой столице евробюрократии, которая настаивает на сокращении бюджетных дефицитов,— а в Афинах или, например, в Лиссабоне. И в этом еще одна проблема: в ЕС есть единый центробанк, который борется с инфляцией. Однако нет единого правительства и единого минфина, определяющего налоговую политику и бюджет. А потому каждая из стран ЕС должна балансировать свой бюджет самостоятельно. Что не всегда получается, особенно в кризис.
Братская помощь
Так что же — впереди крах евро и развал ЕС? Вряд ли, и вот почему. Представим себе, что какая-нибудь из стран группы PIGS в добровольном или принудительном порядке покинет Евросоюз и зону евро. Что будет с евроотщепенцем?
Прежде всего для такой страны резко возрастет стоимость внешних заимствований: риск по национальной валюте наверняка окажется выше, чем по единой европейской. Следовательно, резко пойдет вниз суверенный рейтинг. Не говоря уже о спекулятивных атаках на ослабленную национальную валюту (обеспечением ее конвертируемости стране-отщепенцу придется заниматься самостоятельно).
Далее: продукцию своих трех-четырех основных экспортных отраслей бывшему члену Евросоюза все равно надо будет кому-то сбывать. Одно дело сбывать за евро и пользоваться при этом всей защитной машиной Евросоюза. Совсем другое — пытаться достичь похожих результатов на мировом рынке в гордом одиночестве.
Таким образом, выход из Евросоюза для стран группы PIGS крайне невыгоден экономически. А для ведущих стран ЕС — Франции и Германии бегство одного из членов созданного ими союза невыгодно уже политически.
Поэтому можно предположить, что до развала ЕС и краха евро дело все-таки не дойдет. Не следует сбрасывать со счетов и возможности евробюрократии. Согласовывать интересы, уговаривать и достигать компромиссов эти люди умеют. И результаты уже есть: принципиальная договоренность о том, что деньги от ЕС Греция все-таки получит.
Наиболее пострадавшим в такой ситуации оказывается евро. Он ослабляется: с начала года европейская валюта уже потеряла 9,3% по отношению к доллару. И этот тренд продолжится до тех пор, пока проблемы рискованных стран еврозоны не будут решены. То есть как минимум до лета. Для российских импортеров и потребителей это, возможно, будет означать некоторое удешевление европейских товаров. Однако копить на отпуск в евро едва ли целесообразно. Даже если вы собираетесь в Грецию.
http://www.kommersant.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу