Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
16 проектов Wildberries, которые превращают маркет­плейс в экосистему » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

16 проектов Wildberries, которые превращают маркет­плейс в экосистему

23 сентября 2025 Тинькофф Банк | Wildberries Модель Наталья

Wildberries — это не только маркетплейс. Компания много экспериментирует на торговой площадке и за ее пределами.

Собрали проекты, которые Wildberries запустила или готовит к запуску. Каждый из них создает вокруг компании экосистему — сеть взаимосвязанных сервисов, товаров и технологий. Также мы попросили представителя Торгово-промышленной палаты РФ оценить перспективы такого развития.

Проект № 1

Сервис заказа такси WB Taxi

Учебный полигон, но дорогой

WB Taxi пока выглядит скорее как пилот по отработке технологий управления транспортными потоками и курьерскими ресурсами. Если все получится, он может встроиться в логику доставки и «последней мили». Сам по себе рынок такси перегрет, но для Wildberries это учебный полигон. Такая себе инвестиция, по моему мнению. Очень дорогая.

Проект № 2

Сеть автозаправок

В ноябре 2024 Wildberries открыла автозаправки на территории своих логистических центров. Собственные АЗС помогут оптимизировать логистику и снизить расходы на топливо, объясняли в компании.

На старте заправки были доступны только водителям, работающим на Wildberries, но позже в компании пообещали открыть доступ партнерам маркетплейса и всем автомобилистам. Правда, по состоянию на сентябрь 2025 какой-либо новой информации о проекте не появилось.

Рост цен на топливо — риск для проекта

У проекта АЗС очень понятная экономика: снижение издержек логистики и возможность продавать топливо партнерам. Это один из наиболее «приземленных» и экономически обоснованных проектов маркетплейса.

Но в условиях постоянного подорожания топлива они могут проиграть. Сейчас мы часто видим парадоксальную ситуацию, когда топливо оптом стоит дороже, чем в розницу.

Проект № 3

Платформа с короткими видео

В марте 2025 Wildberries запустила видеоплатформу Wibes с короткими вертикальными роликами. Разработчики называют сервис «контентплейс»: он выглядит как аналог TikTok и YouTube Shorts, но с опцией шопинга. То есть можно сразу добавить в корзину товар, который упоминается в видео.

На Wibes есть и монетизация для создателей контента. Варианта два: 100 ₽ за каждые 1 000 просмотров или процент от продажи товаров, которые купили через видео.

В Wildberries рассчитывают, что сервис поможет продавцам повысить узнаваемость брендов, укрепить лояльность покупателей и эффективнее продвигать свои товары.

Успех зависит от качества интеграции с торговлей

Эксперимент с контентом выглядит логично: удержание внимания, вовлечение покупателей, новые каналы монетизации. Но конкурировать с TikTok и YouTube сложно. Поэтому успех зависит от качества интеграции с торговлей.

Зато на фоне сокращения сотрудников в Rutube и замедления YouTube кажется, что сейчас хорошее время начинать такой проект. Тут я в Wildberries верю больше, чем в VK и Газпром-медиа.

Проект № 4

Пункты выдачи заказов без персонала

В июле 2025 открылся первый смарт-ПВЗ — пункт выдачи заказов без сотрудников. Чтобы забрать заказ, нужно отсканировать QR-код в приложении у входа, затем поднести его к терминалу — и ячейка с товаром откроется.

Внутри есть примерочные. Если вещь не подошла, можно сразу вернуть — просто положить в ту же ячейку. За­казать в такой ПВЗ мож­но небольшие товары не дороже 25 000 ₽.

Пока смарт-ПВЗ работает в тестовом режиме. Судьба эксперимента будет зависеть от обратной связи от клиентов и партнеров маркетплейса. Как говорят в Wildberries, пункты без персонала позволяют снижать расходы и делают получение заказа удобным и технологичным.

Людей на таких должностях быть не должно

Пункты выдачи без персонала — это понятный тренд на снижение операционных затрат и повышение автоматизации. Вероятно, они станут массовыми. Совершенно согласен с идеей Wildberries: людей на таких должностях быть не должно. Зарплата персонала — самая затратная часть почти у любого бизнеса. А у такого гиганта, как Wildberries, с десятками тысяч человек, главная задача отдела кадров и всех остальных структур — избавляться от сотрудников всеми возможными способами.

Люди в их случае — это просто грандиозное зло. Они болеют, попадают в разные плохие ситуации, не выходят на работу, бастуют, требуют соблюдать их права. В конце концов, в России людей просто нет, у нас нехватка рабочей силы. С мужчинами вообще беда из-за известных событий, да и с дамами не очень хорошо. Поэтому маркетплейсам все сложнее открывать новые ПВЗ из-за того, что работать в них некому.

Проект № 5

Мобильный оператор Wildberries

В июне 2025 стало известно, что Wildberries планирует запустить собственного мобильного оператора. Он должен работать по модели MVNO: услуги будут предоставляться под брендом WB, а инфраструктуру — вышки и базовые станции — компания возьмет у партнера. По данным «Коммерсанта», главным кандидатом на сотрудничество называют t2.

Официально Wildberries проект пока не подтверждала.

Ставка на лояльность, а не на прибыль

Логика виртуального мобильного оператора — дать клиентам привязанный к маркетплейсу тариф с бонусами и кэшбэками. Тут скорее ставка на лояльность, а не на большую прибыль.

Возможно, Wildberries хочет отправлять бесплатные смс о доставке заказа через собственного оператора.

Проект № 6

Книжный сервис от Wildberries

В мае 2025 «Ведомости» сообщили, что Wildberries разрабатывает книжный сервис и ведет переговоры с издательствами о покупке цифровых прав на книги. По данным издания, проект может быть запущен до конца 2025 года.

Ожидается, что он будет работать на отдельной платформе. Пользователям предложат два варианта: оформить подписку на весь каталог или покупать книги по одной.

Книги, включая электронные, на маркетплейсе продаются давно, но новый сервис должен вывести их в отдельное направление.

Проект № 7

Приложение для изучения иностранных языков Tingli

В июне 2025 Wildberries в тестовом режиме запустила приложение Tingli для изучения иностранных языков. Оно использует искусственный интеллект: программа подстраивается под ученика и берет на себя рутинную часть работы преподавателей.

Бета-версия приложения Tingli бесплатна и доступна в Google Play и AppStore. Пока там можно учить только китайский язык. В Wildberries считают, что спрос на него в России растет, так как многие селлеры сотрудничают с китайскими поставщиками — и из-за языкового барьера сталкиваются со сложностями.

Есть словарь на 15 000 слов, аудиозаписи с правильным произношением и возможность попрактиковаться с ИИ-ассистентом. В будущем обещают добавить занятия с преподавателем, новые языки и уроки русского для иностранцев.

Как считают в компании, Tingli — это новый шаг в развитии инновационных образовательных продуктов и сервисов Wildberries.

Проект № 8

ИИ-система защиты от мошенничества

В МТС и Wildberries говорят, что система сможет бороться с мошенническими схемами и защитить пользователей маркетплейса от злоумышленников.

Проект № 9

Сеть креативно-промышленных кластеров

Первый из них уже возводят в особой экономической зоне «Максимиха» в Подмосковье. Компания купила участок в 121 гектар и планирует построить там более 400 тысяч квадратных метров производственных и офисных площадей. Первую очередь обещают запустить в 2028 году, а завершить строительство всего кластера — к 2035.

«RWB Пространство» — центры для массовых мероприятий, выставок и других активностей. Их планируют строить в ключевых регионах России.
«RWB Промпарк» — совмещает функции «RWB Пространства» с производственными помещениями, центром совместного использования оборудования и местом, где будут обучать рабочим профессиям.
«RWB Долина» — крупнейший формат. Помимо производственных мощностей здесь будет жилье и социальная инфраструктура — магазин и кафе.

В Wildberries надеются, что такие кластеры будут способствовать росту российского бизнеса и помогут селлерам запустить производство собственных товаров.

16 проектов Wildberries, которые превращают маркет­плейс в экосистему

Трехмерная визуализация кластера формата «RWB Долина»

Проект № 10

Витрина квартир в новостройках

Партнерами нового проекта стали более 10 строительных компаний, которые предлагают более 55 тысяч квартир в 137 городах России. Прямо на маркетплейсе купить жилье нельзя, но можно связаться с застройщиком, чтобы уточнить детали и записаться на просмотр.

В WB считают, что будущее рынка недвижимости — за цифровыми платформами. Компания обещает расширять витрину и добавлять новые функции.

Проект № 11

Университет для предпринимателей

Летом 2025 генеральный директор и соосновательница Wildberries Татьяна Ким рассказала, что осенью начнется набор студентов в университет RWB. Компания уже получила образовательную лицензию, которая позволяет обучать рабочим специальностям, создавать программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дополнительного образования для взрослых и детей.

Проект № 12

Образовательный проект в вузе Новосибирска

В июле 2025 Wildberries запустила пилотный проект «Лабс» на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Студенты будут учиться под руководством ИТ-специалистов компании: решать прикладные бизнес-задачи и работать над образовательными технологиями. Те, кто пройдет специальный отбор, смогут участвовать в проектах маркетплейса, создавать и дорабатывать различные компоненты образовательных сервисов. Еще студенты смогут пройти практику в Wildberries до 10 месяцев.

В компании говорят, что проект призван сократить разрыв между академическим образованием и реальными задачами ИТ-индустрии — таким образом Wildberries «инвестирует в развитие будущих кадров с самого начала их пути».

Wildberries отстраивается от имиджа «продавца товаров»

Книжный сервис, образовательные проекты, университет — эти инициативы чисто про пиар, имидж и долгую стратегию. Компания хочет закрепиться в статусе экосистемы, а не «продавца товаров».

Проект № 13

Холодный кофе в банках

В июле 2025 маркетплейс выпустил совместный продукт с CoolBrew — холодный кофе в банках. Производитель — участник проекта поддержки предпринимателей «Платформа роста», который основан Агентством стратегических инициатив совместно с Wildberries. Анонс напитка состоялся на ПМЭФ: Татьяна Ким угостила им вице-премьера Александра Новака.

В линейке CoolBrew × Wildberries три вкуса: черный кофе с земляникой, латте с черникой и латте с малиной.

Серия кофе заявлена как лимитированная CoolBrew × Wildberries, но по состоянию на сентябрь 2025 напиток все еще можно заказать.

Проект № 14

Продажа подержанных товаров

В июне 2025 на Wildberries появился раздел «Ресейл». В нем можно продать вещи, которые раньше покупали на маркетплейсе.

Чтобы выставить товар на продажу, нужно пройти верификацию и иметь максимальный уровень «WB Кошелька». После этого в личном кабинете станет активной кнопка «Разместить объявление».

Через «Ресейл» нельзя продать товары дороже 25 000 ₽, крупногабаритные товары, технику, ювелирные изделия, фармацевтическую продукцию, продукты питания, растения, алкоголь и товары 18+.

Пока что в разделе продают в основном одежду

Проект № 15

Маркетплейс для закупок оборудования и учебников для школ

В сентябре 2025 года Wildberries и издательство «Просвещение» запустили цифровую платформу для государственных закупок оборудования, учебников и канцтоваров для школ. Министр просвещения Сергей Кравцов подчеркнул, что новый сервис должен сделать процесс прозрачнее и сократить переплаты: сегодня на рынке более 1 600 посредников, которые нередко перепродают товары по завышенным ценам.

Пилотный проект стартовал в Рязанской области: местные школы уже оформили через маркетплейс первые закупки канцтоваров и мебели, готовятся покупать компьютеры и другое учебное оборудование. Глава Wildberries Татьяна Ким уточнила: эта инициатива — не расширение основного маркетплейса, а отдельная цифровая площадка. Она будет обслуживать все уровни образования: школы, колледжи и детские сады.

Проект № 16

Доставка готовой еды

Летом 2025 на Wildberries появилась доставка готовых блюд из ресторанов. Его первыми партнерами стали сервис «Dostaевский» и сеть FoodBand.

Глава компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров говорит, что доставка из ресторанов не несет рисков для маркетплейса. Ее обеспечивают партнеры, а Wildberries только получает комиссию. То есть для маркетплейса это дополнительный инструмент монетизации трафика.

Еще в конце прошлого года было сообщение о том, что Wildberries вместе с X5 Group тестируют быструю доставку продуктов. Но похоже, что дальнейшего развития этот проект не получил.

Движение в сторону гибрида Яндекса + Alibaba

Wildberries сегодня действует по логике экосистемы. Все перечисленные проекты не разношерстные эксперименты, а попытка выстроить собственную среду, где пользователь будет решать максимально широкий круг повседневных задач. По сути, это движение в сторону гибрида Яндекса + Alibaba. Такая интересная, но чуть громоздкая конструкция.

Внутри команды говорят про несколько мотивов этой стратегии. Компании нужна диверсификация источников дохода, снижение зависимости от комиссий и онлайн-продаж, оптимизация логистических цепочек, контроль за транспортом, топливом, последней милей.

Еще Wildberries интересно формирование экосистемы, когда пользователь «живет» внутри проектов компании: смотрит видео, заказывает такси, еду, учится, платит. Им важна демонстрация, что компания не просто маркетплейс, а лидер цифровой трансформации. Это часть GR-стратегии

, как мне кажется: государству удобнее общаться с одним игроком, а не с 10 разными.