Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Повышение НДС с 20% до 22%: как повлияет на продовольственные компании? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Повышение НДС с 20% до 22%: как повлияет на продовольственные компании?

29 сентября 2025 Invest Heroes Репин Степан

Мы провели верхнеуровневый анализ эффекта от повышения НДС с 20% до 22% на деятельность основных ритейлеров и потребительский спрос, а также сравнили с эффектом в 2019 году.

Потенциальный НДС в 2026 году

Минфин готовит законопроект о налоговой реформе, который предусматривает не только увеличение ставки НДС с 20% до 22%, но и снижение порога по налогооблагаемой базе.

Последний раз правительство повышало ставку НДС в 2019 г. – с 18% до 20%. Тогда ЦБ оценил вклад повышения НДС в инфляцию за период с июля 2018 по апрель 2019 гг. в размере 0.55–0.70 п.п.

Для основных социально-значимых товаров сохраняются льготные ставки. Эксперты отмечают, что насколько и в какие сроки повышение НДС будет перенесено в потребительские цены может зависеть от различных факторов – от силы потребительского спроса, уровня конкуренции на тех или иных рынках, реакции инфляционных ожиданий.

Что было в 2019 году?

Оценить напрямую эффект от повышения НДС с 18% до 20% в 2019 г. сложно, но можно выделить несколько основных трендов.

  • Рост сопоставимого (LFL) среднего чека ускорился относительно 2018 г. вслед за продовольственной инфляцией. Интересно, что у продовольственных ритейлеров этот показатель рос сильнее, чем у непродовольственных (М.Видео, Фикс Прайс), несмотря на то, что в структуре последних выше доля непродовольственных товаров, на которые распространяется повышенная ставка 20%.
  • Трафик реагировал по-разному. У некоторых ритейлеров он продолжал расти, у других снижался. Нельзя с уверенностью заявить, что повышение НДС было основным драйвером динамики трафика. Важную роль играет также конкуренция на рынке: она влияет на переток трафика среди основных игроков.
  • Все ритейлеры перенесли рост НДС на потребителя. На это указывают: 1) более высокие темпы роста LFL среднего чека в 2019 г. относительно 2018 г., 2) рост валовой рентабельности (если бы ритейлеры перекладывали рост НДС частично, то увеличение себестоимости при прежних ценах на полках негативно влияло бы на маржинальность).

Какой потребительский спрос сейчас?

Мы ранее писали, что потребитель сейчас экономит и более избирательно выбирает товары в корзину. Есть признаки того, что он стал покупать менее дорогие бренды в рамках одной категории, чтобы сэкономить. Снижается как количество товаров в корзине, так и средний чек.

Согласно маркетинговым исследованиям компании Nielsen, за последние 12 месяцев динамика продаж в натуральном выражении у гипер- и супермаркетов снизилась на 3% г/г и 4% г/г соответственно. У минимаркетов продажи снизились на 5% г/г. Тем временем продажи дискаунтеров (магазинов с низкими ценами) выросли в деньгах на 50% г/г, а в натуральном выражении — на 32% г/г. Это свидетельствует о сдвиге потребительского внимания на доступные товары, несмотря на их ограниченное предложение в дискаунтерах (кол-во SKU там в 3-5 раза ниже, чем у гипер- и супермаркетов).

В этих реалиях торговым сетям необходимо реагировать грамотно, учитывать текущую чувствительность потребительского спроса к росту цен. Не все игроки отрасли смогут сгладить эффект от роста НДС (особенно среди непродуктовых ритейлеров). Мы в рамках нашего аналитического сервиса подробно разбираем, как и на каких игроков могут повлиять налоговые изменения в 2026 году.