Бум искусственного интеллекта может закончиться долговой ямой
В первые годы бума искусственного интеллекта сравнения с пузырем доткомов казались неуместными. Три года спустя, растущие уровни задолженности делают их несколько более правдоподобными.
Вначале богатые технологические компании открывали свои кошельки, чтобы перещеголять друг друга в борьбе за лидерство в области искусственного интеллекта. Они тратили деньги, заработанные в основном на рекламе и облачных вычислениях. Не было никакого долгового бума на вычислительную и сетевую инфраструктуру, подобного тому, что надул пузырь 25 лет назад.
Крупные технологические компании и сейчас все еще находятся в авангарде развития ИИ, а их финансовое положение не вызывает тревоги, и в прочном финансовом положении. Но в отрасли уже появились игроки с высокой долей заемных средств. Вот они-то как раз способны изменить характер этого бума.
Компании берут кредиты, чтобы включиться в ИИ-гонку
Несколько небольших компаний — наиболее заметная из них CoreWeave — уже некоторое время полагаются на креативное финансирование, чтобы вырваться на передний край ИИ-гонки. Однако в последнее время амбиции таких компаний, как OpenAI, готовы вывести заемные средства и мега-контракты на совершенно новый уровень.
OpenAI закладывает основу для сети дата-центров, которая в ближайшие несколько лет будет стоить не менее $1 трлн. В рамках этого продвижения компания в этом месяце подписала пятилетний контракт на $300 млрд, по которому Oracle должна будет создать инфраструктуру для ИИ-вычислений и сдать ее в аренду OpenAI.
Чтобы выполнить свою часть контракта, Oracle должна потратиться на эту инфраструктуру, прежде чем получит полную оплату от OpenAI, что означает большие заимствования. Аналитики из KeyBanc Capital Markets в недавней записке подсчитали, что Oracle придется занимать $25 млрд в год в течение следующих четырех лет.
А Oracle уже и так имеет высокую долговую нагрузку. В конце августа долгосрочный долг компании составлял около $82 млрд, а ее соотношение долга к собственному капиталу — около 450%. Для сравнения, у материнской компании Google, Alphabet, это соотношение в последнем квартале составляло 11,5%, а у Microsoft — около 33%.
У Oracle и других менее состоятельных претендентов на роль ИИ-лидеров, таких как CoreWeave, мало вариантов, кроме как занимать, если они хотят играть в высшей лиге. Nebius Group, еще одна зарегистрированная на Nasdaq компания по облачным ИИ, как и CoreWeave, в сентябре заключила сделку на $19,4 млрд на поставку Microsoft услуг по ИИ-вычислениям и заявила, что будет финансировать необходимые капитальные затраты за счет сочетания своего денежного потока и долга, обеспеченного контрактом.
Проблем пока нет, а поводы для тревоги — есть
Инвесторы пока не слишком обеспокоены: акции Oracle взлетели после того, как компания раскрыла огромное увеличение прогнозируемой выручки благодаря сделке с OpenAI, хотя ей придется тратить деньги в течение многих лет, чтобы ее профинансировать. Акции CoreWeave более чем утроились с момента листинга в марте, а Nebius выросла почти на 50% после новостей о сделке с Microsoft.
Но есть основания для скептицизма в отношении способности этих компаний выполнить свои контракты и погасить долги. Многочисленные недавние исследования показали, что ИИ не набирает обороты так быстро, как утверждают его сторонники: по данным одного исследования, только 3% потребителей платят за него. Прогнозы о том, что расходы на дата-центры для ИИ достигнут триллионов долларов в год в ближайшие несколько лет, кажутся очень оптимистичными.
Несмотря на ажиотаж вокруг компании, положение OpenAI выглядит шатким. По оценкам аналитика D. A. Davidson Гила Лурии, ей потребуется вырасти до более чем $300 млрд годового дохода в 2030 году, чтобы оправдать расходы, предусмотренные в контракте с Oracle, — большой скачок по сравнению с текущим годовым доходом около $12 млрд. OpenAI пользуется поддержкой SoftBank и Nvidia, которая обещает инвестировать до $100 млрд по мере развития проекта. Это много, но далеко не достаточно.
«Подавляющее большинство мощностей дата-центров Oracle теперь обещано одному клиенту, OpenAI, у которого у самого нет капитала, чтобы позволить себе свои многочисленные обязательства», — сказал Лурия.
Oracle, возможно, сможет снизить свои риски, продолжая траты только по мере признания выручки от OpenAI.
Но Moody’s в записке в этом месяце указало на «значительные» риски, отметив огромную стоимость покупки оборудования и обеспечения земли и электроэнергии. «Будут ли они финансироваться за счет традиционного долга, лизинга или высокотехнологичных финансовых инструментов, общий рост обязательств на балансе также будет чрезвычайно большим», — говорится в записке. Moody’s в июле присвоило кредитному рейтингу Oracle негативный прогноз.
Есть неплохой шанс, что все обойдется. Oracle, возможно, сможет умело управлять своими контрактами и долгом, как это делала в прошлом. CoreWeave, Nebius и другие игроки также могут запустить волну финансовых инноваций, которые подстегнут рост ИИ.
Но по крайней мере так же вероятно, что многие из сегодняшних масштабных контрактов будут отложены или пересмотрены, потому что конечный спрос на услуги ИИ не будет расти в соответствии с развитием инфраструктуры. Контракты также могут быть переданы, говорят юристы: если OpenAI споткнется, Oracle может сдать свою инфраструктуру в аренду другой, более стабильной компании, если сделка это позволяет.
Такой поворот событий не обязательно станет смертным приговором для Oracle и ее коллег с высокой долговой нагрузкой. Но это будет серьезным испытанием для зарождающейся финансовой модели для ИИ — модели, которая с каждым днем выглядит все более «пузырящейся».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
