Каждый год в августе увеличиваются цены на автомобильный бензин. Однако в этом году рост рекордный. В обзоре разбираемся, в чем причины такой динамики.
Ключевые тезисы
Цены на бензин резко выросли — оптовые котировки обновили рекорды, на отдельных АЗС фиксируется дефицит топлива.
Причины кризиса — высокий сезонный спрос, атаки на НПЗ, сокращение запасов и влияние высоких процентных ставок.
Независимые АЗС сталкиваются с проблемами из-за роста биржевых цен и снижения маржи. Часть заправок временно закрывается.
Государство для нормализации ситуации использовало ограничения на экспорт топлива, расширение демпферного механизма, обнуление пошлин и увеличение поставок из-за рубежа.
Сейчас ситуация остается напряженной, но контролируемой: по мере восстановления НПЗ и снижения сезонного спроса дефицит должен ослабнуть.
Оптовые цены на бензин бьют рекорды: они уже преодолели пиковые значения 2023 года. 3 октября средняя цена оптовых партий АИ-92 составила 73 861 рубль за тонну, АИ-95 подорожал до 80 362 рубля. Кроме того, на некоторых АЗС и вовсе начали фиксировать отсутствие топлива.
Топливные кризисы в России

Такой топливный кризис в России случался и раньше. Как правило, происходил он в августе-сентябре на фоне повышенного сезонного спроса (сбор урожая, сезон отпусков и поездки на личных автомобилях) и снижения предложения на фоне сезонных ремонтных работ на НПЗ.
Последний раз он был в 2023 году. Тогда кризис был успешно остановлен введением ограничений на экспорт бензина 21 сентября, после чего его цены на бирже резко упали.
В то же время в 2023 году рост биржевых, а вслед за ними и розничных цен на топливо произошел в том числе из-за резкого сокращения демпферных выплат. В сентябре они были снижены в два раза, а объявлено об этом было еще весной. В результате цены начали расти заранее, достигнув максимума в августе и сентябре. Однако в октябре выплаты вернули на прежний уровень.
Почему кризис 2025 года — особенный
В этом году государство не пыталось сократить демпферные выплаты. Однако у текущего топливного кризиса есть другие дополнительные негативные факторы, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.
Повышенный спрос на личные автомобили
В этом году спрос в сегменте личных автомобилей оказался повышенным, что в том числе объясняется усложнившимися авиаперелетами (на фоне атак беспилотников все чаще задерживают и отменяют рейсы).
Так, доля автомобильных туристов в России по итогам 2025 года, по прогнозам Минэкономразвития, вырастет с 38% до 43%.
Атаки беспилотников на НПЗ
Основное негативное влияние на предложение оказала новая волна атак на НПЗ, которые в том числе обеспечивают поставки на внутренний рынок.
На российских НПЗ зафиксирован рекордный уровень простоев мощностей первичной переработки нефти — до 38% не было задействовано на конец сентября по данным «Сиала». По нашей оценке, простои вероятнее всего имеют меньший масштаб, так как из строя выводятся только поврежденные установки и часть повреждений уже может быть устранена.
Для компенсации выбывших мощностей часть плановых ремонтов, которые должны были проходить в третьем квартале, была отложена. Однако подобная мера в долгосрочной перспективе может привести к дополнительным остановкам производств, в том числе из-за технологических аварий.
Сейчас, по данным СМИ, атакам были подвержены многие НПЗ европейской части России, в том числе — Рязанский, Саратовский, Волгоградский, Сызранский, Самарский, Новокуйбышевский, КИНЕФ и другие.
Атаки на НПЗ были и в начале 2024 года, но тогда кризиса не возникло. На это есть несколько причин:
В прошлом году атаки в основном пришлись на весенний сезон, когда спрос не такой высокий.
В 2025 году атаки более сконцентрированные — навигационная система работает лучше и удары наносятся даже по уже пострадавшим НПЗ, чтобы увеличить нанесенный ущерб и усложнить восстановление.
Сокращение запасов и влияние высоких ставок
На предложение также негативно могло повлиять сокращение запасов на хранении.
Раньше оптовики зарабатывали на разнице сезонных цен: покупали топливо, когда оно стоило дешевле, и перепродавали дороже в период высокого спроса. Однако в этом году под влиянием высоких ставок подобный арбитраж стал менее прибыльным, а условия неопределенности и государственное регулирование сделало такие операции более рискованными.
Что происходит на розничных рынках
Дефицит топлива на АЗС
С начала осени в некоторых регионах России возникла нехватка топлива на АЗС.
В одних областях возникают очереди на покупку бензина, в других — власти вводят фиксированные цены, ограничения на покупку или отпуск по талонам.
Негативные последствия первыми ощутили частные АЗС — они напрямую зависят от цен на бирже. При высоких ценах они могут либо продолжать работать с меньшей рентабельностью или в убыток, либо приостанавливать работу. Подобных АЗС в России большинство — около 60%.
По словам главы Российского топливного союза (РТС), независимые АЗС сейчас имеют отрицательную рентабельность. Потери с каждого литра, по разным оценкам, составляют 1,2—4,3 рубля на литр бензина. Помимо роста биржевых цен, на это повлияли возросшие эксплуатационные расходы и увеличившиеся тарифы на логистику. Продолжают давить также налоговая и кредитная нагрузки.
Положение независимых заправок и ВИНКов
Независимые заправки также отмечают, что крупные нефтяные компании в первую очередь отгружают бензин собственным сетям сбыта в ущерб частным покупателям и держат цены ниже оптовых, что усиливает вытеснение мелких игроков.
Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) могут какое-то время работать с отрицательной рентабельностью АЗС, так как компенсируют это доходами из других сегментов. А вот частники при сохранении подобных условий долго не продержатся.
По данным «ОМТ-Консалт», с 28 июля по 22 сентября число продающих бензин АЗС в России сократилось на 2,6%, а в отдельных регионах проблемы уже носят более масштабный характер. Так, на Юге количество таких объектов снизилось на 14%, а в Крыму и Севастополе — на 50%.
Меры государственной поддержки
Для нормализации ситуации на внутреннем рынке власти ввели:
запрет на экспорт бензина для всех игроков рынка;
запрет на экспорт дизельного топлива компаниям, которые его не производят. Эта мера позволит перенаправить идущий обычно на экспорт бензин (до 10% от общего производства) на внутренний рынок, чтобы компенсировать сократившееся предложение. Однако это снизит маржинальность сегмента НПЗ, так как цены внутренней реализации из-за регулирования ниже экспортной. Это также приведет к падению доходов компаний, налоговых поступлений в бюджет и к снижению инвестиционной привлекательности отрасли.
Кроме того, власти предложили следующие меры:
Обнулить ввозные пошлины на импорт бензина из Китая, Южной Кореи и Сингапура на Дальневосточной границе. Поставлять топливо смогут только уполномоченные организации: «Роснефть», «ННК» и «Промсырьеимпорт». На импортируемые нефтепродукты должен быть введен демпфер*. Это позволит направить часть топлива с НПЗ в Сибири на запад для закрытия дефицита в центральной части России. Объем поставок может составить около 150 000 тонн в месяц.
* «Нефтяной демпфер» — инструмент, который позволяет стабилизировать цены на бензин на внутреннем рынке. Если экспортные цены на топливо выше условной внутренней цены, государство компенсирует нефтяным компаниям разницу, а если внутренние цены оказываются выше, то компании перечисляют часть прибыли в бюджет.
Разрешить на полгода использование монометиланилина (ММА) — октаноповышающей присадки, запрещенной с 2016 года из-за экологических требований. Это позволит увеличить производство и дополнительно направлять на внутренний рынок около 50 000 тонн топлива в месяц.
Создать стимулы для применения этилового спирта в производстве бензина через отмену акциза. Эта мера может увеличить поставки еще на 100 000 тонн в месяц.
Увеличить закупки бензина из Белоруссии с нынешних 45 000 тонн до 300 000 тонн в месяц. По данным СПбМТСБ, продажи бензина и дизельного топлива белорусского происхождения резко увеличились в сентябре. Часть объемов также поступает в Россию по прямым межгосударственным контрактам.
Демпферный механизм: как он работает и почему не сдерживает цены
В 2018 году произошел заметный рост мировых цен на нефть и продукты ее переработки, в частности — на бензин. Вместе с параллельным ослаблением рубля это привело к росту экспортных цен.
В связи с этим ВИНКи повысили цены для оптовых покупателей внутри рынка до уровня экспортных, что привело к топливному кризису и отсутствию бензина на независимых заправках.
Чтобы восстановить баланс и увеличить привлекательность продаж на внутреннем рынке, но при этом сохранить цены на приемлемом уровне, власти предприняли несколько мер.
Был снижен акциз.
Крупным нефтяным компаниям рекомендовали быть социально ответственными.
Но это могло помочь только временно.
В качестве постоянной меры был придуман демпферный механизм, который заработал летом 2019 года. В рамках него устанавливалась индикативная биржевая цена. Если экспортная альтернатива была выше, государство выплачивало компаниям из бюджета 68% разницы. Если индикативная цена превышала экспортную альтернативу (такое происходило в пандемию), компании платили в бюджет 68% разницы.
Кроме того, есть правило, согласно которому демпферные выплаты обнуляются при отклонении оптовой биржевой цены от индикативной на внутреннем рынке на 10% для бензина и 20% для дизельного топлива. Ранее полное обнуление происходило при превышении хотя бы по одному из видов топлива порога отсечения, однако в этом году выплаты разделили.
Соответственно, цены на розничном рынке можно назвать искусственными, а рынок сильно зарегулированным и не зависящим от колебаний на мировом рынке.
Александра Муракаева (Прыткова), аналитик Т-Инвестиций:
Нефтяники очень дорожат демпфером и стараются коллективно удерживать цены внутри заданного коридора. Однако, если порог пересекается, то цену уже вряд ли легко получится вернуть в заложенный коридор до конца месяца. Если кто-то продает топливо на бирже выше пороговой цены для получения демпфера, то и остальные будут это делать и толкать цены вверх.
Почему механизм теряет эффективность
В этом году топливный кризис привел к росту цен еще весной, а к августу средние оптовые цены на бирже пробили порог отсечения для получения демпфера. Ранее обсуждалось, что порог будет повышен на 5 п.п. задним числом, что позволит нефтяникам не потерять выплату.
Однако можно предположить, что компании не получили выплаты по бензину за август: в сентябре российские нефтяные компании получили из бюджета 30,5 млрд рублей по топливному демпферу против 80,4 млрд месяцем ранее, по данным Минфина.
В сентябре рост цен продолжился, в результате чего правительство изменило правила и расширило предельные отклонения до 20% по бензину и 30% по демпферу, чтобы нефтяники могли продолжить получать выплату и не прибегать к дальнейшему повышению цен на бензин (в сентябре обе выплаты будут получены по нашим расчетам).
Однако эту меру пока сложно назвать эффективной, так как в октябре цены продолжили расти. Есть вероятность, что нефтяные компании вновь останутся без демпфера.

Что будет дальше
Сезонно высокий период цен на бензин умеренно позитивен для маржинальности компаний с большой долей на внутреннем рынке. Речь идет про:
Газпром нефть;
Татнефть;
Башнефть.
В то же время нивелировать его будут меры, предпринятые государством, для стабилизации цен, а именно — запрет экспорта бензина до конца года для производителей и частичные потери демпферных выплат.
В отличие от 2023 года, ограничения на экспорт и демпферный механизм на текущий момент не принесли значительных изменений.
По мнению большинства экспертов, помимо текущих временных мер, необходимо оценить эффективность действующей налоговой политики, в том числе — демпфера, который как механизм регулирования устарел.
А текущее расширение отклонений может привести к дальнейшему росту биржевых цен и временному увеличению доходов нефтяников от продаж на бирже.
Государство также может стимулировать модернизацию НПЗ, в том числе — за счет налоговых льгот, и увеличение числа установок для производства бензинового топлива.
На действующих НПЗ преобладают установки по производству дизельного топлива: на момент последних масштабных модернизаций заводов была сделана большая ставка на экспорт в Европу, которая является крупным импортером дизеля. В годовом исчислении производство товарного бензина в России превышает потребности страны на 15–20%, а дизельного топлива — более чем вдвое.
Прогноз по ценам на бензин
По нашим оценкам, в октябре рост цен на топливо может продолжиться. Это негативно скажется на независимых операторах АЗС.
Александра Муракаева (Прыткова), аналитик Т-Инвестиций
Следующие месяцы будут сложными для частных сетей. Однако ситуация все еще выглядит контролируемой. Сезонный фактор в ближайшие месяцы уйдет из цен, а пострадавшие на текущий момент НПЗ будут выходить с внеплановых ремонтов и поставлять топливо.
В базовом сценарии объемы производства товарного бензина в стране превышают спрос, а временный дисбаланс будет закрыт за счет новых введенных послаблений от государства для увеличения импорта и снижения требований к топливу.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
