
На днях Самолёт #SMLT представил операционные результаты за 3 квартал. Цифры выглядят эффектно: продажи +54% г/г, число сделок +65%.
СМИ дружно заговорили о «взрывном росте» и «рекордах». Но если копнуть глубже, то окажется что рост красивый на бумаге, а в реальности — просто отскок после провала прошлого года.
❓ Что показал отчёт?
➖объём продаж: 77 млрд ₽ (+54% г/г)
➖количество контрактов: 11 тыс. (+65%)
➖средняя цена: 213 тыс. ₽/кв.м (+1%)
Звучит отлично. Но если сравнивать не квартал к кварталу, а за 9 месяцев, картина куда скромнее:
➖продажи –10%
➖число контрактов –8%
➖средняя цена выросла всего на 1%
❗️ То есть, третий квартал просто «оттолкнулся» от низкой базы 2024 года, когда после отмены льготной ипотеки рынок замер, а продажи рухнули на 40–45%.
К тому же, у Самолёта долг вырос на 40% с начала года, если посмотреть на баланс. Компания балансирует между долгом и кэшем, продавая менее маржинальные проекты (например, часть «Рублёвского квартала» и участок в Шкиперском протоке в Петербурге).
🚨 Долговая нагрузка остаётся самой высокой в секторе — чистый долг/EBITDA 6,2x, и 78% этого долга — краткосрочные. Так что Самолёт живёт с оглядкой на ставку. Если ЦБ задержит цикл снижения, обслуживание долга будет давить сильнее.
Хотя за год отрасль все-таки адаптировалась к новой реальности:
1️⃣ Застройщики стали осторожнее — сокращают издержки, замораживают слабые проекты, фокусируются на регионах. Например, у Самолёта теперь активные стройки в Казани, Уфе, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде.
Новые проекты в Москве в 2025 году не запускались — компания делает ставку на диверсификацию.
2️⃣ Помогла снижающаяся ставка ЦБ (17%) — ипотека стала чуть доступнее, и доля «рыночной ипотеки» выросла до 56%.
3️⃣ Увеличилась доля покупателей, платящих 100% сразу — то есть, в сектор пошли деньги с депозитов и фондов денежного рынка.
🤔 Что в итоге? Третьеквартальный всплеск продаж говорит о частичном восстановлении спроса, но не о полном развороте отрасли. Рынок девелопмента сейчас держится не на кредитах, а на оптимизации и изобретательности — кто быстрее перестроится, тот выживет.
Облигации Самолёта пока выглядят привлекательно — высокий купон и господдержка сектора. А вот акции остаются спекулятивной историей.
🛫 В целом Самолёт сумел перелететь полосу турбулентности, но впереди ещё долгий маршрут — и сложность полёта зависит не только от менеджмента, но и от действий регуляторов.
https://taplink.cc/investfuture.ru
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
