Почему рынок крипты долгосрочно имеет тенденцию к падению?
Прежде всего потому, что в крипте нет и быть не может внутренней ценности.
▪️Неограниченная эмиссия криптоскама. Практически каждую неделю биржи эмитируют очередной скам, который размывает ликвидность на рынке, т.е. в условиях ограниченных финансовых ресурсов фокус концентрации ликвидности распределяется по всему спектру цифрового мусора.
Здесь работает фундаментальный принцип, когда неограниченное предложение криптоскама, ограничивающиеся исключительно жадностью и упоростотью эмитентов, «напарывается» на крайне ограниченный спрос, генерируемый в реальной экономике.
Идея очень проста. Эмитировать скам очень просто и в любом количестве, а гененировать бабло в реальной экономике очень сложно и чем интенсивнее продуцируется криптоскам, тем ниже концентрация ликвидности на один токен (дефицитные живые деньги размазываются тонким слоем по всему многообразию этого дурдома).
▪️Неограниченное расширение предложения в рамках эмитированных токенов.
Очень наивно заблуждение, что якобы ограниченное предложение BTC создает ценность актива, ничего подобного – это наведенные галлюцинации.
На рынке акций тысячи компаний с ограниченным предложением, что не создает им избыточной ценности вне циклов пузырения активов.
Более того, компании совершают обратный выкуп акций, сокращая предложение на рынке, плюс платят дивиденды, тогда как практически весь крипто мусор, существующий на рынке, предполагает непрерывный выброс на рынок избыточного предложения цифрового дерьма.
Например, достаточно популярный токен Worldcoin (WLD) расширил предложение в 6 раз от момента листинга два года назад и еще предполагается увеличить в 2.5 раза. Примеров тысячи, не хватит размера поста.
Это аналог размытия доли акций в условиях вторичного размещения акций.
▪️Крипта не предполагает внутренней ценностью так, как акции. Можно долго рассуждать про неадекватность оценки, например, компании Nvidia с капитализацией в 10 раз выше долгосрочной фундаментальной ценности, учитывая рост конкуренции и неизбежное завершение агрессивного цикла накопления вычислительных мощностей. Однако, Nvidia представляет уникальные технологические решения, которые меняют мир, занимая во многих нишах монопольное и исключительное положение.
А что предлагает крипта? Наличие или отсутствие рынка крипты, по большому счету, не повлияет ни на что. Даже, если предположить, что завтра рынок крипты исчезнет – ничего не изменится, за исключением присосавшихся к распределению шальной ликвидности криптобирж, криптомошенников, криптолудоманов в терминальной фазе и маркетмейкеров – им будет плохо, но они обслуживают замкнутую экосистему и скорее исполняют паразитирующую функцию в реальной экономике.
Практически все крипто-токены, в отличие от акций, не дают прав на денежные потоки, активы или остаточную стоимость, не являются законным средством платежа и остаются «самореферентной» экосистемой с минимальными связями с реальной экономикой. Следовательно, фундаментальная стоимость без внешнего субсидирования и ожиданий «большего дурака» стремится к нулю.
▪️Крипта не создает положительной обратной связи в экономике и не генерирует добавленную стоимость.
Принцип «положительной обратной связи» в экономике прост: технология создаёт поток полезности, который сам усиливает дальнейшее применение этой технологии в реальном секторе, т.е. мультиплицируют положительный эффект. Это происходит, когда падают предельные издержки, растёт отраслевая или секторальная производительность, возникают новые рынки и усиливаются вторичные эффекты.
Крипта самореферентна с минимальными контактами с реальным миром, она не опирается на доверие в той архитектуре, как определяется доверие к фиатной валюте и не годится в качестве будущей архитектуры денег, скорее выступая в роли суррогата. Это означает отсутствие канала трансляции полезности в производство, торговлю и инвестиции.
Однако, есть у крипты и востребованные функции: обход санкций, ускорение трансграничных транзакций, уход от налогов, криминальный и теневой бизнес, мошенничество и лудомания.
Крипта – это не уход от риска, это турбо-риск в особо извращенной форме.
Во-первых, с момента своего основания и выхода в публичное организованное обращение (через криптобиржи) в массовой доступности (с 2017-2018 годов и активно лишь с 2021 года, а массово с 2024) не было моментов стресс теста для крипто рынка, в котором этот сегмент мог бы себя проявить, как условно «защитный актив».
С 2017 года начал зарождаться величайший пузырь в истории человечества на рынке акций США (остальные рынки подключились лишь с 2024 года), который многократно декомпозировался и подробно описывался в этом канале.
В 2025 наступила кульминация безумия и коллективного маразма, где интегральный индикатор настроения зашкалил под 10 из 10 по шкале от минус 10 до плюс 10 (более подробная презентация индикатора, основанного на совокупности корпоративных, макро, технических и численных индикаторов будет скоро), так для сравнения пузырь доткомов характеризовался настроением в 7 из 10, а в 2011-2016 было в среднем 1-2 пункта.
Здесь я подчеркиваю, что крипторынок существует в:
🔘Стерильных условиях интегрального избытка ликвидности, сформированного в течении более 10 лет активных монетарных экспериментов и обостренного фискального бешенства 2020-2022, когда мировые ЦБ развитых стран напечатали 12.5 трлн;
🔘Самого грандиозного и мощного в истории пампа на рынке акций США и развитых стран;
🔘Доступности красочных электронных терминалов для торговли со всех этой завлекающей инфраструктурой имитации успеха с минимальным порогом входа;
🔘В условиях развития социальных сетей и связанной сетевой инфраструктуры «агрессивного маркетинга» для создания всех этих схем «pump and dump» и продвижения криптомусора (10 лет назад подобное было бы невозможно);
🔘Особой чувствительности и заинтересованности общества в цифровых технологиях, где крипта выступают, как провайдер в мир «цифровых финансов»;
🔘Определенной технологической зрелости, как комбинации развития финансовых и цифровых технологий, объединяющих крипту в единую инфраструктуру ;
🔘Геополитической турбулентности и поиска децентрализации в расчетах.
С точки зрения условий (шальные деньги, памп на рынке, соцсети, технологическая зрелость и готовность общества все это сжирать) никогда не было настолько удачной конвергенции для рынка крипты. Как говорится, все сошлось сразу и в одном направлении.
Учитывая совокупность благоприятных условий, рынок крипты в моменте был лишь 4.5 трлн – это 3.8% от капитализации рынка акций развитых стран (не так и много), чуть выше, чем в конце 2021.
Нет никаких признаков структурной переоценки рынка крипты, несмотря на последовательную институционализацию, учитывая факторы на стороне «подрыва доверия» и «долгосрочного обесценения»
▪️Во-вторых, каждый сигнал/триггер или процесс ухода от риска в рынке акций приводит к непропорциональной утилизации рынка крипты.
• Недавнее снижение глобальных рынков на 20-23% в феврале-апреле привело к обвалу крипты на 35%;
• В начале августа 2024 – потери 30% по крипто рынку при S&P 500 – 10%;
• Масштабный обвал в 2022 году в 4 раза или на 75% при S&P 500 – 27%;
• COVID кризис – 65%, S&P 500 на 36%;
• И вот сейчас, рынок акций не успел даже «чихнуть», как крипту ушатали в ноль (в сегменте альткоинов).
Эти примеры по всему рынку с учетом тяжеловесов, тогда как альты сворачиваются в несколько раз сильнее - там, где весь рынок крипты падает на 30%, альткоины и скамкоины уходят на 60-95%.
Эти примеры показывают, что не стоит ожидать, что крипта устоит при кризисе ликвидности на глобальных рынках, проблемах с долговыми рынками или при разрыве пузыря на рынке акций.
Крипта будет буквально уничтожена, стерта в пыль при любом намеке на сбои в системе.
Запомните: крипта усиливает трансмиссию шоков, а не смягчает их.
▪️У крипты, как «хеджа инфляции» нет устойчивого эмпирического подтверждения и внятного экономического механизма. На практике цены криптоактивов двигаются прежде всего с глобальным аппетитом к риску, ставками и ликвидностью, а не с инфляцией. В периоды реального и исторического всплеска инфляции (2021-2023 с пиком концентрации ценового давления в середине 2022) крипта падала в разы сильнее акций, усиливая, а не снижая портфельный риск.
▪️После 2020 корреляция биткоина с акциями, особенно технологическим сектором в США, стабильно положительная, что обнуляет диверсификационный эффект «страховки» от макрошоков.
Связь доходностей криптоактивов усиливается с монетарными циклами/фазами глобального накопления и распределения ликвидности и технократической идиотии на рынке.
▪️Для реального хеджа нужна стабильная отрицательная ковариация с неожиданными инфляционными выбросами, тогда как в крипте на горизонтах, значимых для хеджирования, эта ковариация положительна с риск-активами и нестабильна во времени.
▪️Плюс к этому волатильность убивает саму основу хэджирования, т.к. ценовые гэпы, разлеты поглощают любую потенциальную (теоретическую выгоду) от хэджирования, которого на практике нет и быть просто не может.
▪️Чем выше глубина институционализации рынка крипта (открытие шлюзов для ETF фондов и покупок со стороны корпораций), тем выше корреляция с рынком акций.
В недавнем посте по крипте забыл добавить важнейшие благоприятствующие условия в крипторынке:
🔘Институционализация, начатая в начале 2024 с внедрением первого BTC фонда и сильно усиленная после избрания главного крипто-мошенника планеты (Трампа).
🔘Легитимизация крипты через пул законодательных актов, что создает прямой финансовый шлюз, по крайней мере, в США по миграции капитала из фиата в крипту и обратно.
Учитывая все вышесказанное, крипта является максимальным концентратом риска, который только можно придумать, многократно усиленный фундаментальной мошеннической сущностью этого сегмента.
Поэтому любой нарратив, продвигаемый масс медиа о хэдже в крипте инфляционных или финансовых рисков, является либо некомпетентностью, либо мошенничеством.
Также забыл в недавнем материале добавить один из факторов долгосрочного снижения рынка крипты – обшкуривание криптолудоманов.
Восстановил статистику по последним событиям и получилось: с 1 августа 2024 по 12 октября 2025 суммарный объем ликвидаций составил 173.1 млрд (113.8 млрд в лонге и 59.3 млрд в шорте) или примерно 144.2 млрд в годовом выражении.
Однако, представленные биржи хоть и значительны, но охватывают около 30-40% от всего сегмента деривативов в крипто индустрии. Учитывая, что биржи репрезентативны, поэтому пропорция ликвидаций примерно сопоставима и для всего рынка, поэтому представленные данные необходимо умножать на 2.5-3, т.е. в год ликвидируется свыше 360 млрд позиций и это только деривативы без учета спота и без учета децентрализованных площадок.
Это не деньги, потерянные трейдерами, это суммарная открытая позиция. Если трейдер имел 1000 USDT, а вошел в BTC с плечом 5, имея позицию в 5000 USDT, в статистику попадет 5000, тогда как собственные потери в 5 раз меньше.
Среднее эффективное плечо в крипте где-то 3.5-5, поэтому реальные потери около 100 млрд в год плюс комиссии и штрафы за ликвидацию. Это без учета потерь от закрытий по стопам и лимитных/рыночных закрытий с убытками.
По крайней мере, 100 млрд ежегодно сжигается от криптолудоманов в пользу маркетмейкеров, криптобирж и криптомошенников.
Очевидно, что поток платежеспособных дураков ограничен и именно поэтому количество реальных денег в системе становится с каждым годом все меньше. Вот это я предполагал под «смертью крипторынка» и именно поэтому сегмент рынка, нашпигованный ритейлом (практически вся альта и целиком и полностью весь список скамкоинов) падает почти год, находясь в сильно медвежьей фазе.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
