Государство субсидирует внутренние поставки топлива через демпферные выплаты. В сентябре их объём составил всего 30 млрд рублей, тогда как в январе — 156 млрд рублей. Это минимум за год.
Причины очевидны:
▪️ низкие цены на нефть;
▪️ дефицит бюджета;
▪️ рекордные внутренние цены, при которых субсидирование теряет смысл.
☝️ Однако важно понимать, что демпферные выплаты не идут напрямую из бюджета.
Они формируются из НДПИ, уплаченного нефтяниками.
С 2024 года в формуле расчёта повысили коэффициенты, налоговая нагрузка выросла, а вот компенсации — наоборот, снизились.
В итоге сегмент нефтепереработки оказался зажат между закрытым экспортом и урезанными выплатами.
🤔 Нефтяники вынуждены удерживать маржу рыночными методами — то есть повышением цен на АЗС. Отсюда и рекордные розничные цены на топливо.
🗯 Второй вариант — повышение отсечки цен, при которых демпфер перестаёт выплачиваться.
Именно это сейчас происходит:
▪️ минимальная цена бензина с сентября повышается до 72,5 тыс. руб./т,
▪️ по дизелю — до 74,4 тыс. руб./т.
Поправки уже внесены в Госдуму, осталось лишь утвердить.
Средняя цена бензина в сентябре составляла 72,3 тыс. руб./т — то есть ниже новой планки, что позволит нефтяникам получить полный демпфер за сентябрь (и по бензину, и по дизелю).
Эти выплаты пройдут в ноябре, а в октябре придётся компенсировать август — где бензин остался “несубсидированным”.
📝 Вывод
Рекордные цены на топливо — результат не только ремонтов НПЗ, но и политики, ограничивающей рентабельность переработки.
У нефтяников сложный год: низкие цены на нефть, крепкий рубль, экспортные ограничения и сокращение демпфера.
Это, пожалуй, худший период для отрасли с 2020 года.
Единственный потенциальный позитив на горизонте — ослабление рубля, которое может немного улучшить положение производителей.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
