
Институт Mercer CFA опубликовал отчет с оценкой 52 пенсионных систем в мире, которые были оценены по шкале от А до D, где А — высший балл.
Самое последнее место заняла Индия с оценкой D. Наивысшую оценку А получили пенсионные системы пяти стран:
- Нидерланды (18,3 млн человек)
- Исландия (400 тыс. человек)
- Дания (6 млн человек)
- Сингапур (5,9 млн человек)
- Израиль (9,5 млн человек)
Пенсионная система России в исследовании не участвовала, но я читал мнение, что по методике исследования пенсионная система России должна была получить оценку D. На сколько такие оценки профессиональны, пусть останется на совести авторов, скажу только, что для сравнения, пенсионная система Китая имеет оценку C, при этом около 150 млн людей пенсионного возраста не имеет государственной пенсии (половина от общего количества людей пенсионного возраста).
Общее между всеми странами в топе рейтинга:
- Маленькое население (см. выше список топ стран);
- Очень высокие налоги, например, в Нидерландах ставки налога для физических лиц начинаются сразу от 35,82%, а максимальная ставка достигает 49,5%, доходы от вкладов и инвестиций облагаются по ставке 36%;
- Принудительное сбережение (пенсионные отчисления делает не только работодатель, но и удерживаются из зарплаты сотрудника), например помимо того, что в Дании средний подоходный налог составляет 37%, еще из зарплаты будут вычтены пенсионные взносы, которые в среднем составляют еще 11%;
- Жесткие критерии выхода на пенсию, например, в Израиле и Дании будут проверять текущий уровень дохода, действительно ли человек нуждается в полной пенсии, а в Нидерландах для получения максимальной суммы государственной пенсии требуется трудовой стаж 50 лет, при этом ее все равно снизят, если человек не одинок.
Нет ни одной крупной страны в мире с населением более 100 млн, которая вошла бы в топ стран хотя бы с оценкой B, например, США и Япония имеют оценку С+. Это не удивительно, потому как социально ориентированная пенсионная система требует колоссальных ресурсов, колоссальной налоговой нагрузки и монструозных инвестиций в рынки капитала.
Например, объем активов в пенсионной системе Нидерландов составляет почти $2 трлн, а численность населения старше 18 лет всего 15 млн человек. Для сравнения население России старше 18 лет составляет 114,5 млн человек, то есть сопоставимый объем активов в пользу пенсионеров для России должен был бы составить более $15 трлн или более 1200 трлн рублей, что в 6 раз превышает ВВП России в 2024 году и в 30 раз больше, чем все расходы федерального бюджета в 2024 году, вложить такой объем денег в России просто не во что, для этого нужен очень развитый рынок капитала. Под управлением российских НПФ находится всего 2,5 трлн рублей, в пересчете на гражданина старше 18 лет это в 480 раз меньше, чем в НПФ Нидерландов.
Выводы для России здесь совершенно очевидные, у нас есть всего один путь, государство будет вынуждено идти по уже известной дороге, во-первых сначала добровольно (ПДС, ИИС), а возможно, потом и принудительно будет стимулировать граждан делать пенсионные сбережения, во-вторых развитая пенсионная система требует развитого капитализма (несмотря на то, что у многих на это слово аллергия), а для этого понадобится сильно больше 10 лет целенаправленного и очень упорного развития. Других путей на сегодняшний день не существует.
Тема оказалась настолько интересной, что я принял решение раскрыть особенности пенсионных систем разных стран в отдельных статьях, можете даже подписаться, чтобы не пропустить новые обзоры. Всех мы не спасем, но я нахожу, что понимание мирового опыта может оказаться очень полезным при планировании личных и семейных финансов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
