Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Можем получить минус 50% водите­лей за два года»: главное из интервью генди­ректора «Яндекс Такси» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Можем получить минус 50% водите­лей за два года»: главное из интервью генди­ректора «Яндекс Такси»

22 октября 2025 Тинькофф Банк Ломакина Яна

Он рассказал, к каким негативным последствиям приведет закон о локализации такси, зачем в «Яндекс Go» добавят «биржевой стакан» и чем хороши электромобили.

Мы выбрали главное из интервью.

«Дефицит водителей хронический уже лет пять»

Требования к автомобилям для такси, которые с 1 марта 2026 года должны будут соответствовать специальному перечню Минпромторга, могут серьезно ударить по рынку. Текущий список из разрешенных 22 моделей Аникин назвал слишком узким. «Если применять его буквально, многие города и тарифные классы останутся без притока новых автомобилей», — предупредил он.

Особую тревогу, по словам главы «Яндекс Такси», вызывает ситуация с водителями-самозанятыми, которые работают на личных автомобилях. Доля машин, соответствующих новым требованиям, у них гораздо ниже. «Такой водитель не станет менять свою машину ради подработки в такси по пятницам. Он просто уйдет из отрасли. <…> Мы можем легко получить минус 50% водителей за два года», — прогнозирует Аникин. Он отметил, что это особенно критично для малых городов, где доля водителей-самозанятых достигает 90%.

По мнению Аникина, до 1 марта спрос на «разрешенные» машины увеличится, но высокая степень неопределенности его ограничивает. «Яндекс» планирует стимулировать спрос со стороны таксопарков, но просто «сделать запасы» не получится.

«Машины не гречка, они не могут лежать и ждать».

Чтобы купить много машин сразу, нужно найти на них водителей, которых в отрасли хронически не хватает уже лет пять, пояснил Аникин. Сейчас дефицит таксистов на рынке он оценивает в примерно 130 тысяч человек. Новые требования только усугубляют эту проблему.

Отвечая на вопрос, отразится ли переход на локализованные автомобили на стоимости поездок, Аникин сказал, что «любое ограничение предложения при прочих равных влияет на стоимость в сторону роста». «Сегодня водители-подработчики — это примерно половина от численности, около 500 тысяч человек, и они делают около 20% поездок. Если мы, условно, уберем 20% предложения, то, по нашим оценкам, это может привести к росту цен», — рассказал он.

«Есть такая мантра, что такси — это биржа»

Средняя цена за поездки за последние 12 месяцев выросла на 12% по сравнению с предыдущими 12 месяцами. Если сравнивать сентябрь 2025 с сентябрем 2024 — то на 7—8%, что близко к инфляции, отметил Аникин.

По его словам, пользователи обычно «негодуют» из-за пиковых цен, которые зависят от «сиюминутных факторов». «У нас есть такая мантра, что такси — это биржа. В конкретный момент времени есть точка, в которой какое-то количество водителей, какое-то количество пользователей, и вот это формирует цену. Мы не можем на это влиять, но можем, и мы это делаем, дать детализацию цены, расписать, почему это 573 ₽, что это не с потолка», — рассказал Аникин.

По его словам, в «Яндекс Такси» есть задача начать показывать эту «биржу» прямо в приложении: сколько людей вокруг сейчас заказывают такси и сколько рядом машин — уже занятых на заказах и свободных. Аникин утверждает, что такой экран в духе биржевого стакана появится в «Яндекс Go» уже в 2025 году.

«Эксплуатация электромобилей дешевле»

«Триумфальное шествие» электромобилей начнется с коммерческого транспорта, к которому относится и такси, считает Аникин. Он объяснил это тем, что для бизнеса, где машина работает постоянно, ежедневные операционные расходы имеют гораздо большее значение, чем разовые затраты на покупку. «Если заряжаться на коммерческих станциях, то стоимость 1 км будет сопоставима с бензином. А если ты живешь в Подмосковье, у тебя есть зарядка и можно по ночному тарифу зарядиться — меньше. У таксопарка, расположенного в промзоне, теоретически могут быть подведенные мегаватты, свои зарядки — это тоже будет другая, перспективная экономика», — рассуждает он.

Аникин добавил, что эксплуатация электромобилей дешевле. «Это гораздо более простая сущность, там нечему ломаться: нет двигателя внутреннего сгорания, нет ремня ГРМ, нет коробки передач. Тормозные колодки изнашиваются минимально из-за рекуперации», — отметил он. Но есть и проблемы: очень высокая базовая стоимость автомобиля, падение заряда на морозе и неразвитая инфраструктура.

В «Яндекс Такси» есть электрокары, но пока это сотни машин, хотя у некоторых таксопарков-партнеров есть целые колонны, рассказал он.

«На обычный заказ может случайно назначиться автономное такси»

До конца 2025 года в «Яндекс Такси» начнут тестировать первые автономные автомобили, использующие технологии искусственного интеллекта, рассказал Аникин. Поначалу в салоне будет присутствовать водитель-испытатель. В 2026 году «Яндекс» хочет отправить первую сотню машин ездить по Москве с обычными пассажирами. Пока предполагается, что на обычный заказ может «случайно назначиться» беспилотное такси. Если кого-то почему-то это будет смущать, он сможет отказаться от поездки, заверил Аникин.

Технологию беспилотного такси он назвал «благом», которое не только решает проблему дефицита кадров, но и обеспечивает «фундаментально другой уровень безопасности».