В 1997 году в тайге Приморского края появился кровожадный убийца — его жертвы не могли от него убежать, и даже самый сильный мужчина не мог с ним справиться.
Этим убийцей был амурский тигр-людоед, и на его поиски отправили опытную команду во главе с Юрием Трушем — к сожалению для охотников, опасный хищник напал на них первым:
«Я увидел его метрах в тридцати пяти — он бежал на меня. Слово «страх» не передает и малой толики того, что испытываешь в такой момент. Это животный ужас — ужас, который у каждого в крови. Я очень ясно понимал, что ко мне приближается смерть».
Однако Юрий справился со своим страхом и победил в этой схватке — позже он рассказал журналистам о том, как ему удалось разыскать этого тигра: «Чтобы успешно выследить любое животное, нужно представить себя на его месте и понять, как оно воспринимает окружающий его мир».
Немецкий биолог Якоб Икскюль назвал эту сферу восприятия «umwelt» животного, или субъективным опытом объективной реальности. Это касается и нас с вами — мы живем в одной объективной реальности, но воспринимаем ее по-разному. Вот что писал об этом Джон Вэйллант:
«В городской суматохе восприятие собаки и восприятие ее владельца будут сильно отличаться — собака не будет реагировать на вывески магазинов или на полицейского, идущего навстречу. Зато ее привлечет запах жареного мяса из ближайшего ресторана и крошки пончика рядом с разбитой бутылкой.
Эти два существа обитают в одной объективной реальности, но их индивидуальное восприятие дает им радикально различный опыт».
Вот почему на одну и ту же информацию мы реагируем по-разному — кто-то при падении рынка на 20% впадает в панику и бежит продавать, а кто-то видит в этом прекрасную возможность и скупает упавшие активы.
Или вот еще один пример разного инвестиционного восприятия — рассмотрим три портфеля, каждый из которых за 20 лет вырос с 1 до 4 долларов, но имел при этом совершенно разную динамику:

Несмотря на то, что эти портфели показали одинаковый конечный результат, их владельцы получили совершенно разный рыночный опыт. Так инвестор «А» чувствует себя неудачником, инвестор «В» откровенно скучал все эти годы, а инвестор «С» счастлив, что сумел перетерпеть длительную просадку.
Какой из этих портфелей вы бы выбрали на следующие 20 лет?
Математически вам должно быть все равно, но тут в дело вступает ваш поведенческий аспект. Скорее всего, большинство из вас ответит «В», ведь с таким портфелем вы получаете более плавный путь к конечной цели. Но смогли бы вы удерживать такой портфель, видя, как другие богатеют с портфелем «А»?
И хотя многие из вас хотели бы избежать «падающего» портфеля «С», но для молодых инвесторов он был бы лучшим вариантом. Все дело в том, что во время долгой просадки они могли бы докупать активы дешевле, чем это делали бы остальные.
Все мы обладаем не только разным инвестиционным опытом и восприятием, но и ставим перед собой совершенно разные цели. Вот почему не стоит копировать сделки «успешных» инвесторов — не забывайте, что их инвестиционный «umwelt» отличается от вашего.
Когда вы видите, как кто-то бросается покупать крипту, подумайте о его целях. Когда вы слышите о новой финансовой возможности, подумайте, почему вам это говорят. Когда вы чувствуете панику, потому что все вокруг продают, напомните себе о своем долгосрочном плане.
В 1979 году Кеннет Фишер основал компанию, которая стала одной из самых успешных в сфере управления капиталом. Он никому не навязывал своих услуг, а его первый вопрос звучал так: «Вы уверены, что ваши инвестиции вам подходят?»
Фишер стал первым консультантом, кто помогал людям понять их истинные цели и их «umwelt» — вот почему его услуги оказались настолько эффективными. Удивительно, но до него об этом никто даже и не задумывался.
© пост написан по материалам статьи Ника Маджулли
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
