В сентябре экспорт редкоземельных металлов (РЗМ) из Китая упал на 31% к предыдущему месяцу. В том числе экспорт редкоземельных магнитов сократился на 6,1%. Магниты – самая чувствительная часть редкоземельного импорта развитыми странами из Китая, поскольку имеют широкое применение - от детских игрушек и электромобилей до подводных лодок и ракет "Томагавк". Да и в целом затруднения с поставками наиболее редких металлов, применяемых в производстве сложной техники и вооружений, отражаются на экономике.
И не то, чтобы Китай напрямую ограничивал поставки. Нет, он с 2023 года ввел и постепенно наращивает государственный контроль за ними, вводя лицензирование и то усложняя, то смягчая требования к оформлению документов. При этом власти КНР отвергают обвинения в ограничении поставок – оформи лицензию и вывози сколько надо. Иногда даже обещают чуть ли не "зеленый коридор", но, когда им нужно, этот контроль усиливается. С определенного уровня детализации сделок это становится неприемлемым, так как требования указывать конечных получателей и цели использования сырья в ряде случаев подрывает конкуренцию в гражданском производстве и нарушает секретность в военном.
Китай таким образом уже сокращал свой экспорт РЗМ в апреле и мае, во время первого витка тарифной войны, начатой Дональдом Трампом, но в ходе летнего 90-дневного торгового перемирия не только восполнил недостачу, но в целом к октябрю даже нарастил поставки РЗМ за 9 месяцев на 13% г/г. Тем не менее, на новый виток торговой войны Китай ответил новым спадом поставок, и это заметно усилило позицию лидера КНР Си Цзиньпина перед его личной встречей с президентом США 30 октября.
К настоящему времени китайские компании производят около 60–70% всего мирового объёма добычи редкоземельных металлов. Доля Китая в их переработке еще выше - по разным оценкам она достигает 80–90%. По отдельным позициям его доля превышает 95%, а некоторые он контролирует полностью. И очевидно, что власти КНР вполне осознают, каким мощным оружием в торговой войне является такая монополия. Как мир оказался в такой зависимой ситуации?
В свое время многие страны отказались от производства РЗМ, предпочитая гарантированные поставки извне по приемлемым ценам. Рынки РЗМ очень непростые. Необходимые элементы есть почти везде, но технологии их выделения слишком сложные и дорогие, в то время как спрос переменчив. Производителям массовой продукции нужно не просто сырье, а недорогое сырье. Вы начинаете инвестировать в производство, допустим, германия, который дорогой и всем нужен, но через год все перешли на другой материал, цены упали, и германий стал никому не нужен.
Нужно иметь очень большой запас прочности, чтобы дожить до времени, когда он снова станет нужен всем. Китай же последовательно инвестировал в производство РЗМ. Китайские компании скупали ресурсы, наращивали добычу, развивали технологии и, как мы видим, весьма преуспели в этом.
После того, как Китай стал "всемирной фабрикой" потребительских товаров, он взял курс на то, чтобы завоевать лидерство в производстве высокотехнологичной продукции. При этом он получил огромное конкурентное преимущество в виде почти неограниченного доступа к необходимому сырью, производя около 60% промышленных металлов в мире и почти 90% редкоземельных. Претензии Китая на технологическое лидерство вызвали противодействие технологически развитых стран Европы и США в виде запретов на поставки высокотехнологичной продукции, передовых чипов и, главное, технологий их производства. И получили в ответ контроль поставок РЗМ.
Контроль за поставками РЗМ для производителей военной техники можно оправдать в условиях геополитической напряженности. Но при этом ограничение поставок редкоземельных материалов и технологий производителям чипов стало сильным ответом именно на попытки Трампа ограничить поставки в Китай чипов и технологий их производства.
Встреча Дональда Трампа и Си Цзиньпина должна была немного разрядить обстановку. Детали перемирия станут яснее, когда и если Китай и США заключат формальные соглашения. Пока же известно, что США на один год снизят торговый тариф на товары из КНР до 47%, что тоже не мало. А Китай на один год приостановит реализацию объявленных 9 октября планов по значительному расширению контроля за экспортом редкоземельных металлов. А дальше будет видно.
Стоит также упомянуть, что Китай, имея в руках также оружие для переговоров, сам не заинтересован в том, чтобы действовать слишком жестко. Торговая война – это ведь больше торговля, чем война. Во-первых, вводя избыточные ограничения, власти могут нанести ущерб в том числе и бизнесу китайских компаний, добывающих, производящих и продающих РЗМ. Во-вторых, этим они провоцируют усилия властей других стран по развитию собственного производства РЗМ для обеспечения стратегической безопасности. И, в-третьих, дефицит и высокие цены на редкие элементы стимулируют бизнес в странах–потребителях РЗМ инвестировать как в поиск альтернативных материалов, так и в собственную их добычу. Со временем это может привести к потере преимущества Китая на рынке.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
