Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Конкуренция фармкомпаний за рынок препаратов для лечения ожирения выходит на новый уровень » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Конкуренция фармкомпаний за рынок препаратов для лечения ожирения выходит на новый уровень

6 ноября 2025 Финам | Eli Lilly Novo Nordisk Поздеева Екатерина

Конкуренция на рынке препаратов для лечения ожирения обостряется. По прогнозам, к началу 2030-х он достигнет $150 млрд. Как ожидается, во многом это произойдет благодаря активному внедрению терапии на основе GLP-1, глюкагоноподобного пептида-1, который отвечает за регулирование глюкозы в крови. В настоящее время главными конкурентами на рынке остаются американская фармкомпания Eli Lilly и датская - Novo Nordisk, производители популярных препаратов для лечения ожирения Mounjaro и Wegovy.

Для покупки американских и европейских акций вам понадобится статус квалифицированного инвестора — это официальное подтверждение вашего опыта и знаний, которое открывает дверь к эксклюзивным возможностям. С 1 января 2026 года имущественный ценз вырастет до 24 млн рублей. Поэтому получить статус сейчас — дальновидное решение.

Finam.ru рассказывает, как Eli Lilly и Novo Nordisk борются за лидерство на рынке препаратов для лечения ожирения.

Novo Nordisk стремится вернуть утраченные позиции
До недавнего времени датская компания Novo Nordisk была безусловным лидером на рынке препаратов для похудения и самой дорогой компанией в Европе, чья рыночная стоимость превышала ВВП Дании. Её Saxenda стал первым препаратом для снижения веса, одобренным в 2014 году, а в 2021-ом за ним последовал ставший бестселлером препарат Wegovy — высокодозированная форма семаглутида, на которой худели многие знаменитости. Однако, несмотря на значительное преимущество на рынке препаратов GLP-1, весной прошлого года Novo Nordisk уступила лидерство своему конкуренту Eli Lilly и быстро лишилась места в первой десятке крупнейших компаний Европы.

Эксперты связывают падение компании с ее упором на старую коммерческую модель, которую она использовала для продвижения лекарств от диабета, а также с недостатком инвестиций для развития на рынке США, крупнейшем в мире для препаратов от ожирения.

На прошлой неделе Novo Nordisk отправила в отставку большую часть совета директоров из-за опасений недостаточно быстрого развития на высококонкурентном рынке, где помимо Eli Lilly существуют и другие компании, готовые выпускать аналогичные препараты.

На этой неделе Novo Nordisk перешла к более агрессивным действиям. Так, в четверг, 30 октября, она запустила конкурирующую заявку на покупку американской биотехнологической компании Metsera, которая специализируется на лечении ожирения. Как пишет CNBC, ранее аналогичную заявку уже подала американская фармацевтическая компания Pfizer, предложив Metsera $7,3 млрд. Novo Nordisk перебила это предложение и назвала сумму $8,5 млрд. По мнению экспертов, покупка Metsera поможет Novo Nordisk эффективнее конкурировать с Eli Lilly на рынке.

Eli Lilly выбрала правильную стратегию и преуспела
В отличие от Novo Nordisk компания Eli Lilly изначально выбрала правильную стратегию и преуспела. Так, 30 октября компания представила отчет за третий квартал 2025-го, который показал, что ее прибыль и выручка превзошли ожидания аналитиков. Выручка Eli Lilly достигла $17,6 млрд против ожидаемых $16,01 млрд. За год выручка компании выросла на впечатляющие 54%.

Чистая прибыль фармацевтического гиганта за третий квартал составила $5,58 млрд, или $6,21 на акцию. Годом ранее чистая прибыль компания составила $970,3 млн или $1,07 на акцию.

Продажи Eli Lilly в США выросли на 45%, до $11,3 млрд. Компания заявила, что это произошло, в первую очередь, благодаря растущему спросу на ее препараты-блокбастеры Mounjaro и Zepbound.

Как отмечают эксперты, за последний год Eli Lilly завоевала большую часть рынка благодаря сильному имиджу ее инъекций для похудения и лечения диабета, а также росту прямых продаж потребителям. Теперь компания делает ставку на экспериментальный препарат для лечения ожирения «орфорглипрон», чтобы укрепить своё доминирующее положение на рынке.

Eli Lilly и Novo Nordisk расширяются в Индию и Китай
Препараты для похудения Eli Lilly и Novo Nordisk произвели революцию на рынке и сразу стали пользоваться огромным спросом, который компаниям до сих пор сложно удовлетворять, поэтому изначально они сосредоточились на продажах своих препаратов в богатых странах Европы и США. Только в этом году они обратили внимание на крупные, но менее богатые рынки - Китай и Индию.

Как пишет The Economist, в марте 2025 года Eli Lilly начала продавать препарат для лечения ожирения Mounjaro в Индии. Месячный запас стоит около $180 - это четверть цены в Америке, но для большинства индийцев всё равно дорого. Тем не менее к сентябрю это было второе по популярности брендовое лекарство в стране.

Однако есть и подвох. Патенты в большинстве богатых стран будут защищать оба препарата, Mounjaro и Wegovy, до конца десятилетия. Но в начале 2026 года срок действия патентов на семаглутид, активный компонент препарата Wegovy, истечёт на нескольких развивающихся рынках, включая Бразилию, Китай, Индию и Турцию. Это означает, что скоро в этих странах могут появиться дженерики, более доступные копии популярных препаратов. По меньшей мере десять индийских версий семаглутида уже проходят испытания на поздних стадиях. Аналитики ожидают, что сначала дженерики будут продаваться примерно за треть от первоначальной цены, а со временем, по мере усиления конкуренции, цена на них будет снижаться. Индийский фармгигант Dr Reddy’s планирует продавать дженерик Wegovy в 87 странах.

Китай, где много взрослых людей с ожирением, станет ещё одним гигантским рынком. Его государственная система страхования, которая покрывает более половины всех расходов на лекарства, не включает в себя препараты для снижения веса, поэтому для пациентов решающим фактором будет цена. Около 20 препаратов на основе семаглутида претендуют на одобрение в Китае. В отличие от Индии, китайские компании не просто копируют существующие препараты, но и внедряют инновации. В июне 2025-го регулирующие органы КНР одобрили «Маздутид», разработанный местной биотехнологической компанией Innovent в партнёрстве с Eli Lilly. В ходе клинических испытаний он показал примерно такую же эффективность, как и собственная разработка Eli Lilly. Западные компании также обращаются к Китаю в поисках новых кандидатов: в марте Novo Nordisk выделила $2 млрд на лицензирование перспективного экспериментального препарата для снижения веса, разработанного в Поднебесной.

В настоящее время пациентам приходится делать инъекции раз в неделю. Но компании Eli Lilly и Novo Nordisk уже разработали альтернативу в виде таблеток. Хотя аналитики считают, что после одобрения таблетки будут стоить столько же, сколько и инъекции, они будут особенно полезны в бедных странах, где цепочки поставок, необходимые для производства инъекций, часто ненадёжны. Их появление будет способствовать распространению препаратов Eli Lilly и Novo Nordisk.