Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Соперничество Tesla и BYD. Как китайский концерн опередил компанию Маска » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Соперничество Tesla и BYD. Как китайский концерн опередил компанию Маска

6 ноября 2025 Финам | Tesla BYD Поздеева Екатерина

С 2023 года на мировом рынке электромобилей началась ожесточенная гонка за лидерство. Двумя главными соперниками стали американский производитель электромобилей Tesla и китайский - BYD.

В 2011 году в интервью Bloomberg Илон Маск, возглавляющий Tesla, высмеял электромобиль BYD, назвав его неконкурентоспособным. А в четвертом квартале 2023 года BYD обошел Tesla по продажам, забрав у американского бренда пальму первенства на рынке. С тех пор Маск признал свою ошибку и отметил, что нынешние электромобили BYD стали очень конкурентоспособными. Сейчас Tesla и BYD идут, что называется, «ноздря в ноздрю», и в любой момент баланс сил может сместиться в одну или в другую сторону.

От аккумуляторов до электромобилей BYD
В настоящее время BYD известен как производитель электромобилей, но немногие знают, что китайский гигант начинал как компания по производству аккумуляторов. Химик Ван Чуаньфу основал компанию BYD в 1995 году в городе Шэньчжэнь, который считается одним из крупнейших технологических центров Китая.

В 1996 году BYD начала производить литий-ионные аккумуляторы, которые используются в современных смартфонах. Вскоре случился бум мобильных устройств, и китайская компания осталась в выигрыше, начав поставлять аккумуляторы лидерам рынка тех времен — компаниям Motorola и Nokia.

Дела шли в гору, что позволило BYD выйти на Гонконгскую фондовую биржу в 2002 году. Поворотный момент произошел в 2003 году, когда BYD приобрела небольшого автопроизводителя Xi’an Qinchuan Automobile и спустя два года выпустила свой первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. В том же году компания Berkshire Hathaway Уоррена Баффета вложила в BYD $230 млн.

Учитывая опыт BYD в производстве аккумуляторов, неудивительно, что вскоре компания решила развиваться на рынке электромобилей. В 2020 году BYD выпустила аккумулятор Blade, который, по мнению многих, способствовал росту популярности ее электромобилей.

В том же году BYD выпустила седан Han, который позиционировался как прямой конкурент Tesla Model S на рынке электромобилей. В 2020 году BYD реализовала 130 970 электромобилей. Как отмечает Bloomberg, за последние пять лет BYD стремительно двигалась вперёд. В 2024 году благодаря государственной поддержке, агрессивному ценообразованию и экспансии за рубеж компания стала мировым лидером на рынке электромобилей. Выручка BYD по итогам прошлого года достигла рекордных $107 млрд.

Диверсифицированный бизнес Tesla
В 2003 году Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг основали Tesla Motors, компанию, которая занималась разработкой спортивного электромобиля. В 2004 году Илон Маск вложил более $30 млн в Tesla. В 2008 году Tesla выпустила свой первый электромобиль Roadster стоимостью $109 тыс. В том же году оба основателя покинули Tesla, и Маск стал генеральным директором компании.

В 2010-м году Tesla вышла на IPO и привлекла $226 млн. В 2012 году компания прекратила производство Roadster и выпустила новый седан Model S. Начиная с 2012 года Tesla также начала выпускать в США и Европе станции Supercharger, предназначенные для быстрой и бесплатной зарядки аккумуляторов электромобилей.

В 2017 году Tesla выпустила Model 3, электромобиль за $35 тыс., предназначенный для массового покупателя. Он быстро стал самым продаваемым электромобилем в истории.

Параллельно с электромобилями Tesla развивала также и другие направления бизнеса. Так, в 2015 году компания представила линейку аккумуляторов для хранения электроэнергии, получаемой из солнечной энергии. В 2016 году Tesla приобрела компанию SolarCity, производящую солнечные панели, и выпустила солнечные панели для установки на крышах домов, солнечную крышу с генерирующей энергию плиткой и большую батарею Powerwall для хранения выработанной энергии и использования в ненастную погоду.

В 2020-м Tesla выпустила кроссовер Model Y, который стал самым продаваемым автомобилем Tesla в мире в 2023 году.

В 2024 году подразделение электромобилей принесло Tesla около $77 млрд, несмотря на замедление роста и усиление конкуренции. Подразделение чистой энергетики принесло компании еще $10 млрд выручки. Доход Tesla от технического обслуживания транспортных средств, страхования, зарядки и лицензирования технологий составил около $10,5 млрд.

Даже сложив выручку от всех бизнесов Tesla, в прошлом году компания Маска уступила BYD по финансовым показателям.

В 2025 году BYD снова опередит Tesla
Похоже, в 2025 году BYD сохранить лидерство на мировом рынке электромобилей. По данным, собранным китайским автомобильным блогером Тонгкуаем Шучангом, в третьем квартале 2025 года китайский автопроизводитель поставил 1,61 млн электромобилей и гибридов против 1,22 млн у Tesla. Портал CarNewsChina.com назвал преимущество BYD в 388 тыс. авто по сравнению с американским конкурентом значительным. Таким образом, BYD лидирует на рынке электромобилей уже четыре квартала подряд. Только в третьем квартале 2025-го BYD поставила 582,5 тыс. электромобилей, что на 31,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Tesla за это время поставила 497,1 электромобиль, показав уверенный квартальный рост, но всё ещё отставая от BYD.

Исследовательская компания Counterpoint Research прогнозирует, что по итогам года BYD сохранит лидерство на мировом рынке электромобилей с долей 15,7%.

В сентябре в США завершилась программа скидок на электромобили в размере $7,5 тыс. По мнению экспертов, более высокие, чем ожидалось, продажи Tesla в третьем квартале отчасти были обусловлены тем, что клиенты поспешили оформить заказ до истечения срока действия скидки. Этот всплеск может не продлиться в четвёртом квартале, особенно если Tesla повысит цены или сократит производство.

Помимо прекращения действия скидки в США, упадок Tesla объясняется еще несколькими другими факторами: усилением конкуренции, отсутствием крупных обновлений электромобилей, ценовым давлением и противоречивой политической деятельностью Маска, которая негативно повлияла на репутацию бренда.

У BYD тоже есть свои проблемы. Как отмечает Bloomberg, с мая продажи компании на внутреннем рынке сократились на 10%, а рост международных поставок не смог компенсировать спад в домашнем регионе. В то же время Пекин усилил контроль за ценовой войной на рынке электромобилей, которая способствовала росту BYD.

По данным Reuters, вместо первоначальной цели в 5,5 млн поставленных электромобилей к 2025 году компания теперь ожидает продать 4,6 млн электромобилей по итогам этого года.

На международном рынке агрессивная экспансия сработала и дала BYD фору, но все больше рынков, от Мексики до Европы, стремятся ограничить быстрое распространение более дешевых китайских брендов электромобилей. Эксперты ожидают, что выпуск новых авто BYD в 2026 году может стать позитивным катализатором для компании и ускорить рост ее продаж.

С марта акции BYD, торгующиеся в Гонконге, демонстрируют худшие результаты, чем акции большинства местных компаний. Китайские конкуренты BYD, такие как Leapmotor, Geely и Xiaomi, быстро растут.

Однако акции BYD все еще демонстрируют лучшие результаты, чем бумаги Tesla, которые в этом году серьезно пострадали от политических амбиций Маска.