Эксперты сомневаются, что Вашингтон справится за два года, как обещает
США заявили, что доминирование Китая на рынке редкоземельных элементов близится к концу: в октябре министр финансов Скотт Бессент сказал изданию Financial Times, что «рычаги Пекина» будут эффективны не больше 24 месяцев.
В прошлом месяце Китай ужесточил широкий экспортный контроль на редкоземы и магниты, применяемые в производстве различных товаров, от электромобилей до холодильников. Однако лидер КНР Си Цзиньпин договорился с президентом США Дональдом Трампом о временной отсрочке: ограничения не будут действовать еще год.
Обострение торговых противоречий заставило Вашингтон сосредоточиться на зависимости от китайских поставок и включиться в гонку по созданию новых источников сырья и мощностей переработки. Но ряд наблюдателей ставят под сомнение двухлетний горизонт Бессента, учитывая то, насколько глубоко Китай контролирует цепочку, а также сложность/дороговизну шахт и переработки, которыми придется замещать китайских поставщиков.
«Обещания про год‑два — это либо наивность, либо пиар», — говорит Тим Пуко, директор по товарным рынкам в Eurasia Group. — «Реалистично США сейчас к этой цели не успеют».
Чего добивается администрация Трампа
После полувека недоинвестирования и ужесточения экологических/разрешительных норм Вашингтон вливает деньги в компании редкоземов и критически важных минералов, надеясь запустить отрасль внутри страны. США также пытаются консолидировать союзников, включая Австралию и Японию, вокруг сделок по редкоземам.
«Понимание выросло: это реальная геополитическая и оборонная проблема, и ее надо решать вне зависимости от временных „передышек“», — говорит CEO Serra Verde Трас Морайтис. Его компания строит в Бразилии редкоземный рудник при финансировании правительства США.
В октябре США и Австралия договорились вложить более $3 млрд в проекты критических минералов в ближайшие шесть месяцев. Подписав соглашение с премьером Австралии Энтони Албанизом, Трамп заявил: «Примерно через год у нас будет столько редкоземов и критических минералов, что вы не будете знать, куда их девать». В четверг новый премьер Японии Санаэ Такаити сказала, что Токио и Вашингтон совместно изучат разработку редкоземов в водах у острова Минамиторисима (Reuters).
Насколько реалистична диверсификация от Китая
На построение полноценной цепочки поставок редкоземов без участия Китая уйдет много лет. Поэтому двухлетний срок Бессента для «самодостаточности» выглядит чрезмерно оптимистичным. С другой стороны, ужесточение китайского контроля действительно сплотило США и союзников и может ускорить развитие.
Запуск нового рудника — долгий, рискованный и капиталоемкий процесс. Новые месторождения изучают годами до финального инвестрешения; проекты часто тормозят длительные разрешительные процедуры. Привлечение финансирования — отдельная сложность, из‑за чего графики регулярно «плывут».
«24 месяца для полного отказа от китайских поставок редкоземов и магнитных материалов — амбициозно; потребуется огромный объем финансирования, разрешений и подготовка кадров», — говорит Дэвид Мерриман, директор по исследованиям Project Blue.
Крупнейший производитель вне Китая — австралийская Lynas — уже предупреждает о «значительной неопределенности» вокруг своего перерабатывающего завода в Техасе: проблемы с очисткой сточных вод и разрешениями увеличили стоимость. Еще вопрос — экономическая устойчивость новой цепочки. Даже если шахты, заводы и фабрики построят, им придется конкурировать с низкими издержками у китайских соперников.
Бельгийская Solvay планирует с 2026 года начать выпуск «тяжелых» редкоземов в малых объемах. Но, чтобы «раскачать» европейскую цепочку, нужны покупатели и поддержка властей, «чтобы инвестиция имела смысл и была прибыльной», говорит CEO Филипп Керен. Тем временем CEO немецкого производителя магнитов VAC Эрик Эшен опасается, что китайские ограничения привели к накоплению магнитов на складах: в случае разрядки между США и Китаем этот запас может «затопить рынок» и обвалить цены.
Какой прогресс уже есть
В США пока мало добытчиков и переработчиков, на которых рассчитывает администрация: в проммасштабе производят лишь Energy Fuels и MP Materials. Обе обещают существенно нарастить выпуск NdPr (неодим‑празеодима) — «легкой» и самой востребованной редкоземной смеси для магнитов.
В прошлом году США импортировали около 7 тыс. тонн постоянных магнитов. Но потребление значительно выше: автопром один требует ~42 тыс. тонн в год. Два американских производителя магнитов — Vulcan Elements и Noveon Magnetics — заявили о планах выйти на ≥10 тыс. тонн в год: Vulcan ждет «значимых объемов» к 2027‑му, у Noveon текущая мощность — 2 тыс. тонн. Дочерняя компания немецкой VAC — eVAC — рассчитывает уже в этом месяце начать отгрузки с нового завода постоянных магнитов в Южной Каролине; среди клиентов — General Motors.
Другие проекты готовятся к запуску. Среди переработчиков Ucore Rare Metals в этом году начала строительство установки по разделению в Луизиане и в августе заявила о планах выпустить первые небольшие партии в 2026‑м. Хотя множество компаний в США и аффилированных с ними структур заявили о планах по добыче, переработке и выпуску магнитов, отраслевики предупреждают: большинство проектов пока спекулятивные или нерентабельны без устойчиво более высоких цен.
«Я уверен, место есть для многих игроков и дополнительных объемов. Но чтобы прийти к этому в горизонте 5–10 лет, цены должны существенно вырасти», — говорит CEO MP Materials Джеймс Литински.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
