Главное из обзора
Делимобиль остаётся лидером рынка, но темпы роста снижаются — часть автопарка продаётся.
Выручка растёт медленно, использование машин падает из-за простоев.
Компания убыточна, долговая нагрузка высокая, прибыль ожидается не раньше 2027 года.
Инвестиции в собственные СТО должны снизить расходы и повысить эффективность.
Рекомендация — держать акции, целевая цена 130 рублей.
Делимобиль — крупнейший игрок на российском рынке каршеринга. На конец третьего квартала 2025 года компания располагала самым большим автопарком — 29 тысяча автомобилей. Основная часть парка по-прежнему представлена машинами экономкласса, однако благодаря поставкам китайских брендов удалось существенно нарастить присутствие в более высоких сегментах.
Региональное присутствие — самое широкое среди конкурентов: сервис работает более чем в 16 российских городах. Услугами компании пользуется свыше 28% городского населения страны. Аудитория — более 12,6 млн зарегистрированных пользователей по итогам третьего квартала 2025 года. Ежемесячное число активных клиентов превышает 500 тысяч человек.
Рынок шеринга в России: текущее состояние и развитие
Рынок шеринговых перевозок в России стремительно развивается: все больше людей пересаживаются на самокаты или берут автомобили напрокат.
По данным компании B1, к 2028 году российский рынок каршеринга может вырасти в пять раз и занять до 25% всего рынка шеринга, потеснив сегмент такси. При этом автопарк операторов каршеринга должен удвоиться.

Мы считаем, что столь оптимистичный прогноз может оказаться завышенным, однако потенциал роста рынка сохраняется. В дальнейшем динамика каршеринга в России будет во многом определяться действиями его ключевых игроков: спрос во многом формируется за счет предложения. Таким образом, дальнейшее расширение рынка напрямую зависит от темпов наращивания автопарков Делимобиля и его конкурентов.
На конец 2022 года каршеринговыми услугами в России пользовались лишь 1,2% населения, тогда как максимальный потенциальный охват, по оценкам, составлял до 20,4%.

По нашим оценкам, в настоящее время услугами каршеринга в России пользуются уже 2,5–3% населения. Тем не менее потенциал для дальнейшего роста по-прежнему остается значительным.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», средняя стоимость нового автомобиля по итогам 2024 года превысила 3 млн рублей. При этом исторически около половины таких покупок осуществляется в кредит. В условиях растущих цен и сохраняющегося высокого уровня процентных ставок со стороны Банка России интерес населения к каршерингу продолжает увеличиваться.


На российском рынке каршеринга есть четыре значимых игрока:
Делимобиль;
Ситидрайв;
Яндекс Драйв;
BelkaCar.
Делимобиль является лидером по размеру парка и городам присутствия.

Недавно Росстат сообщил, что объем рынка каршеринга в России в январе — августе 2025-го составил 46,76 млрд рублей — на 16% больше, чем за тот же период в прошлом году. По данным Росстата, в Москве рынок услуг каршеринга вырос на 17%, достигнув 45,5 млрд рублей, а в Подмосковье — на 6%, до 107,5 млн рублей.
Основным фактором роста стало увеличение числа пользователей, доля которых в населении выросла с 1,2% в 2022 году до 2,5–3% в 2025 году. Услуга стала популярнее в новых городах благодаря расширению географии сервисов.
Средний чек за аренду автомобиля увеличился на 11% и достиг 722 рублей. Эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка, особенно в туристических регионах, где наблюдается стабильный спрос на каршеринг.
Как Делимобиль генерирует выручку
Бизнес-модель Делимобиля выстроена по следующей схеме:
1. Аренда автомобиля в лизинг и предоставление каршеринговых услуг в столице в течение следующих четырех лет.
2. Выкуп автомобиля и его перевод в региональный парк. В регионах средний возраст автомобиля превышает десять лет, поэтому парк Делимобиль выглядит привлекательно для потенциальных пользователей.
3. После шести лет использования каршеринговая компания продает подержанный автомобиль.
У Делимобиля есть собственная платформа для продажи автомобилей с пробегом — Купимобиль. С ее помощью компания планирует реализовывать машины из собственного автопарка, а также привлекать внешних партнеров. Это может стать дополнительным источником монетизации сервиса.
Финансовые показатели эмитента
Выручка и зависимость от автопарка
Выручка Делимобиля на 90% генерируется за счет договоров аренды. Небольшая часть приходится на дополнительные услуги, такие как продажа подержанных автомобилей и доставка.
Разберем выручку от каршеринговых услуг более детально. Для расчета выручки важно учитывать следующие операционные показатели:
средневзвешенный размер автопарка;
количество проданных минут.
С 2020 года размер автопарка компании увеличился более чем в два раза — с 14 тысячи до 29 тысячи автомобилей по итогам третьего квартала 2025 года.

В 2025 году компания приняла решение не наращивать флот за счет лизинговых контрактов. За 9 месяцев 2025 года компания уже реализовала 1742 машины, при этом за 9 месяцев 2024 года каршеринговый оператор продал 578 автомобилей.
Новые машины привлекаются в парк за счет партнерской программы. Суть этой модели заключается в том, что Делимобиль использует автомобили, привлеченные от третьих сторон, без их выкупа или оформления через лизинг. При этом владельцы таких автомобилей получают комиссию от выручки, которую приносит использование их транспорта в системе каршеринга.
Количество проданных минут зависит как от размера парка, так и от среднего времени использования одной машины. В первом полугодии 2025 года общая утилизация автомобилей Делимобиля демонстрировала отрицательную динамику — в первую очередь из-за простоев машин в сервисах и неэффективного использования имеющегося парка.
Операционные показатели и драйверы роста
По итогам третьего квартала 2025 года количество проданных минут составило 499 млн, что на 5% ниже аналогичного показателя прошлого года. Снижение обусловлено ограничениями в работе геолокационных сервисов и мобильного интернета. Мы полагаем, что другой проблемой остается конкурентная среда на рынке каршеринга.
По нашим оценкам, утилизация машин также продолжает показывать двухзначную отрицательную динамику. Ранее компания объясняла это проблемами с сервисным обслуживанием. По итогам первого полугодия Делимобиль завершил активные инвестиции в собственную сеть СТО, что должно было позитивно сказаться на утилизации машин.
Основным драйвером роста выручки остается рост стоимости минуты. По нашим оценкам, тарифы будут расти быстрее инфляции за счет:
гибкого и эффективного управления тарифной сеткой;
слабой ценовой чувствительности пользователей;
сохраняющегося ценового разрыва между каршерингом и такси, особенно на фоне удорожания таксомоторных услуг.
Дополнительными драйверами также являются:
Увеличение частоты поездок. Расширение регионального присутствия способствует росту числа поездок на одного пользователя.
Удлинение поездок. Спрос на междугородние поездки и рост популярности гибких тарифов способствуют увеличению продолжительности аренды.
Продажи автомобилей и новые источники выручки компании
Делимобиль использует стратегию перераспределения парка авто в локации с высоким спросом, а также применяет индивидуальное ценообразование, предлагая разную ценовую сетку различным категориям клиентов. Эти меры, по оценкам компании, должны дополнительно принести более 750 млн рублей выручки и 500 млн по EBITDA до конца года.
В первом полугодии выручка от реализации автомобилей составила 848 млн рублей (+170% год к году). Через Купимобиль продано свыше 800 машин (рост на 113%), а также около 600 машин по тарифу «Навсегда». Делимобиль сохраняет планы по продаже 4—5 тысяч машин по итогам 2025 года (с учетом тарифа «Навсегда»).
Также Делимобиль наблюдает значительный рост прочей выручки: высокомаржинальное направление рекламных контрактов прибавило около 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сюда относятся стикеры на автомобилях, реклама в приложении, различные партнерства. На данный момент использовано не более 20% всего рекламного инвентаря, что говорит о высоком потенциале его наращивания.
Мы ожидаем, что рост доходов компании по итогам 2025 года составит менее 15%.

Валовая рентабельность
Ключевые статьи себестоимости Делимобиля — это:
обслуживание и ремонт автомобилей;
затраты на топливо.
Компания активно развивает сеть собственных станций технического обслуживания, что позволяет оптимизировать расходы на ремонт и запчасти на 30–50%. Эти инвестиции должны оказать положительный эффект на рентабельность в среднесрочной перспективе.
В первом полугодии Делимобиль завершил инвестиции в собственную сеть обслуживания автопарка (СТО), которые оказывали давление на рентабельность.
Во втором полугодии, после завершения активного периода инвестиций, мы ожидаем увеличения доступности парка. Мощности собственной сети СТО могут обслуживать свыше 50 тысяч авто. Сейчас мощности СТО загружены на 55%: обслуживается около 80% собственного флота (31 тысяча машин). Компания ищет партнеров среди других операторов для увеличения загрузки и проводит предпродажную подготовку авто.
Компания рассчитывает снизить стоимость нормо-часа на 20%, что даст около 500 млн рублей экономии в себестоимости до конца года. Дополнительно ожидается рост активного парка на 5%, что принесет примерно 700 млн рублей дополнительной выручки.
EBITDA и рентабельность
По итогам 1 полугодия 2025 года Делимобиль зафиксировал существенное снижение рентабельности по EBITDA. Основные причины:
рост затрат на развитие собственной сети СТО;
увеличение расходов на персонал.
За счет завершения инвестиционного цикла мы прогнозируем ослабление давления на рентабельность во второй половине года. По итогам года компания ожидает, что показатель скорректированной EBITDA составит 7—8 млрд рублей. С учетом продолжающегося давления со стороны расходов на персонал мы ожидаем, что данный показатель окажется ближе к нижней границе объявленного диапазона.

Компания ориентируется на EBITDA как на ключевой операционный показатель. Однако в каршеринговом бизнесе лизинговые платежи занимают значительную долю в структуре расходов. Несмотря на то, что они отражаются в отчетности ниже уровня EBITDA (в виде амортизации и процентов по аренде), по сути они являются близкими к операционным затратам.
Некоторые мировые аналоги, такие как Avis, Sixt и Hertz, корректируют показатель EBITDA с учетом расходов на техническое обслуживание и аренду автомобилей. Согласно такой методике, по итогам 2025 года скорректированная EBITDA Делимобиля может составить –2,2 млрд рублей, что соответствует отрицательной рентабельности на уровне –7,0%.

Чистая прибыль
В 2021 году Делимобиль впервые вышел на положительный уровень чистой прибыли. Однако по итогам 2024 года показатель вновь опустился до околонулевых значений. Основной причиной стало существенное увеличение финансовых расходов на фоне высокой ключевой ставки и роста стоимости заимствований.
Чистый убыток за первое полугодие 2025-го составил 1,9 млрд рублей. Его увеличению способствовало снижение операционной рентабельности и рост процентных расходов до 3,1 млрд рублей.
По нашим оценкам, в 2025 году чистая прибыль останется в незначительном минусе. В дальнейшем мы ожидаем возвращения к росту прибыли, при этом рентабельность по чистой прибыли составит около 7% к 2027 году.

На что еще стоит обратить внимание
Исторически Делимобиль характеризуется низким уровнем капитальных затрат, поскольку автомобили приобретаются преимущественно через лизинг. Основные инвестиции приходятся на развитие сети СТО и оплату IT-лицензий.
Около 55% долгового портфеля компании приходится на лизинговые обязательства. С 2023 года Делимобиль заключает лизинговые контракты сроком на четыре года.
С начала 2024 года новые контракты заключаются по плавающей ставке, привязанной к ключевой ставке Банка России. Тем не менее, на данный момент 59% долгов все еще имеют фиксированную ставку, а основная часть погашений облигационных займов приходится на 2026 год.
По итогам первого полугодия 2025 года показатель чистый долг/EBITDA составил 6,4х. Компания планирует снизить нагрузку до 4x к концу года. Благодаря использованию партнерской модели для увеличения парка лизинговый портфель компании не демонстрирует рост. Около половины существующего лизингового портфеля обслуживается по плавающей ставке. Существенные погашения облигационного и лизингового портфеля планируются в 2026 году.
Свободный денежный поток остается в отрицательной зоне на фоне увеличения платежей по процентам и погашения лизинга. Доходы от продажи автомобилей поступают не одномоментно, а в течение трех лет, поэтому положительного эффекта на денежный поток в моменте мы не видим.
Дивиденды и корпоративные события
Дивидендная политика Делимобиля предусматривает возможность направлять на выплаты не менее 50% чистой прибыли по МСФО, при условии, что коэффициент чистый долг / EBITDA остается ниже 3x.
Учитывая низкий уровень чистой прибыли по итогам 2024 года, а также сохраняющуюся высокую долговую нагрузку, мы полагаем, что выплата дивидендов станет возможной не ранее 2026 года. При этом, по нашим оценкам, дивидендная доходность будет далека от привлекательного уровня.
Еще одним важным корпоративным событием стало решение о запуске программы обратного выкупа акций в целях долгосрочной мотивации сотрудников. В отличие от многих технологических компаний, которые используют дополнительную эмиссию, Делимобиль предпочел пойти по пути обратного выкупа с рынка. Совет директоров одобрил максимальный объем программы в размере 600 млн рублей.
При этом в свободном обращении находится всего 9% акционерного капитала, что делает рынок акций Делимобиля слаболиквидным. Дополнительный выкуп может еще больше снизить ликвидность бумаг.
Выводы и итоговая оценка акций
Бизнес-модель Делимобиля чувствительна к изменениям множества факторов, включая:
темпы роста автопарка;
уровень утилизации автомобилей;
динамику тарифов;
развитие в регионах и малых городах;
цены на подержанные автомобили.
Последний фактор особенно важен: эффективность бизнес-модели напрямую зависит от рыночной конъюнктуры в сегменте автомобилей с пробегом. Сильный рост цен последних лет может повысить стоимость существующего парка, тем самым увеличивая потенциальную капитализацию бизнеса.
С одной стороны, компания располагает самым крупным автопарком каршеринговых автомобилей в России. С другой — в 2025 году она планирует продать до 16% парка и активно тестирует модель с привлечением машин от третьих сторон. Это может привести к снижению доли на рынке в краткосрочной перспективе.
Рентабельность бизнеса пока остается под давлением из-за инвестиций в СТО, высоких затрат на персонал, а также значительной долговой нагрузки и объема лизинговых обязательств. Отрицательный свободный денежный поток отражает эти вызовы. При сохранении высокой процентной ставки финансовая устойчивость компании остается уязвимой.
Среди рисков также можно выделить введение закона о локализации такси с 1 марта 2026 года. Однако, по оценкам самой компании, угрозы для каршерингового бизнеса данная мера не несет. Если мера вызовет рост цен на такси, то это скорее станет позитивным фактором для индустрии каршеринга.
Покупать ли акции Делимобиль
Марьяна Лазаричева, аналитик Т-Инвестиций
С учетом обозначенных рисков и ограниченного потенциала роста, мы сохраняем рекомендацию «держать» по акциям Делимобиля. Мы пересмотрели нашу целевую цену в сторону понижения на фоне операционных результатов за третий квартал 2025 года и более медленного восстановления экономики, чем ожидалось ранее. Мы прогнозируем, что на горизонте следующих двенадцати месяцев справедливая цена за акцию составляет 130 рублей за бумагу.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
