Действия Вашингтона, направленные на то, чтобы помешать Gunvor купить активы российской группы, возрождают перспективы поглощения «Роснефтью»
Срыв сделки по продаже зарубежных активов «Лукойла» компании Gunvor привёл российскую компанию к кризису, увеличив риск потери активов на 14 млрд евро. Это также вызвало разговоры о возможном поглощении «Лукойла» его внутренним конкурентом — «Роснефтью».
На прошлой неделе Вашингтон заблокировал сделку между «Лукойлом» и Gunvor после введения новых санкций против российской нефтяной компании. США заявили, что не выдадут лицензию Gunvor на управление активами, поскольку считают её «связанной с Кремлем».
«Лукойл», который, по слухам, имеет тесные связи с президентом Владимиром Путиным, был вынужден до 21 ноября продать или списать свои международные активы. Это связано с тем, что западные компании стремятся выполнить требование США о разрыве связей с Россией.
Один из инсайдеров российского нефтяного рынка отметил, что некоторые первоначальные участники торгов, которым было отказано в пользу Gunvor, могут попытаться вернуться к переговорам. Однако владельцы «Лукойла» готовятся к возможной конфискации активов странами, где они зарегистрированы.
Блокировка сделки США с Gunvor, отрицающей какие-либо связи с Москвой, сделала перспективы «Лукойла» неопределёнными. После завершения международной экспансии компания столкнулась с ограниченным потенциалом роста на внутреннем рынке, где доминируют «Роснефть» и «Газпром нефть».
Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики России, заявил, что «Лукойл» потерял перспективы выхода за рубеж, и его будущее в бизнесе выглядит мрачно. Он охарактеризовал компанию как «с подрезанными крыльями».
Появились слухи о том, что «Роснефть» может попытаться поглотить «Лукойл». Представители российского энергетического сектора утверждают, что Путин блокировал неоднократные попытки Игоря Сечина, главы «Роснефти», захватить своего конкурента. Однако некоторые инсайдеры считают, что сейчас у «Роснефти» может появиться шанс.
Бывший сотрудник «Роснефти» рассказал, что Сечин никогда не отказывался от идеи поглощения «Лукойла» и регулярно предлагает руководству компании новые варианты. Однако пока эти предложения не были реализованы.
Представители «Лукойла», «Роснефти», Игоря Сечина и Вагита Алекперова, крупнейшего акционера «Лукойла», не ответили на запросы о комментариях.
По данным Financial Times, сумма в 14 млрд евро отражает минимальную стоимость зарубежных активов «Лукойла». Эта оценка основана на документах, поданных его международным подразделением в Австрии и дочерними компаниями в Нидерландах.
Потеря этих активов станет серьёзным ударом для «Лукойла», находящегося под западными санкциями с первого года СВО России на Украине. Новые санкции США не затрагивают миноритарные доли компании за рубежом, стоимость которых составляет около 6 млрд евро.
Несмотря на то что санкции США затронули как частную компанию «Лукойл», так и государственную «Роснефть», «Лукойл» пострадает больше. Это связано с тем, что зарубежные активы составляют значительную долю от общего объёма активов компании, что является наследием её развития в посткоммунистической России.
«Лукойл» был основан в 1991 году, незадолго до распада Советского Союза. Тогда правительство объединило несколько нефтедобывающих предприятий и нефтеперерабатывающих заводов, создав первую в стране вертикально интегрированную группу.
Вагит Алекперов, бывший заместитель министра нефти и газа, стал первым главой «Лукойла». Он постепенно увеличивал свою долю в компании во время приватизации. Хотя Алекперов покинул пост генерального директора в 2022 году после введения санкций США, он остаётся крупнейшим акционером компании и входит в список самых богатых людей России.
Наступление «Роснефти» на российский нефтяной рынок в начале 2000-х годов, когда она скупала активы, побудило «Лукойл» активизировать свою зарубежную экспансию. Компания приобрела доли в нефтяных проектах в Казахстане и Азербайджане, а также создала глобальный портфель активов, включая месторождения в Ираке, проекты в Африке, нефтеперерабатывающие заводы в Европе и торговое подразделение в Швейцарии.
Несмотря на формальную независимость, «Лукойл» всегда имел тесные связи с государством. В интервью 1996 года Алекперов признал особые отношения компании с Кремлём.
После прихода к власти Владимира Путина в 1999 году Алекперов быстро адаптировался, демонстрируя лояльность и готовность к неформальным уступкам. Путин и Алекперов нашли баланс между своими интересами и интересами компании, утверждают пять источников.
Ади Имсирович, преподаватель Оксфордского университета и бывший руководитель отдела торговли нефтью в «Газпроме», отметил, что международный бизнес «Лукойла» был конкурентоспособным благодаря компетентным менеджерам и трейдерам. Однако последние санкции свели на нет все преимущества компании.
Татьяна Митрова, научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета, предположила, что в случае строгих санкций государство может рассмотреть возможность присоединения «Лукойла» к «Роснефти».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
