Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
"Больше не нужны": В ЕС признали неудобную правду » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

"Больше не нужны": В ЕС признали неудобную правду

12 ноября 2025 1ПРАЙМ

Союз машиностроителей Германии бьет тревогу: в сентябре заказы на автомобили сильно упали. По прогнозам экспертов, отрасль может потерять сотни тысяч рабочих мест. Почему немецкий автопром сдал позиции — в материале "Прайм".

"Заметный спад и недозагрузка"
В реальном выражении минус 19% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

Внутренних заказов убавилось на пять процентов, зарубежных — на 24%.

Из еврозоны — на 13%. От остальных — на 27%, сообщили в Союзе машиностроителей Германии (VDMA).

Из-за временного лага эффект от импортных пошлин Трампа полностью проявился именно в сентябре, объясняет доцент департамента мировой экономики факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко. Падение заказов также частично объясняется эффектом базы сентября 2024-го (тогда немецкая промышленность единовременно получила ряд крупных заказов).

"В Машиностроении по-прежнему заметный спад спроса и недозагрузка", — говорит главный экономист VDMA Йоханнес Гернандт.

По его словам, ситуация изменится, когда разрешатся кризисы в мировой торговле, возникшие, например, вокруг тарифов США. И произойдут реформы в Германии и Европе, которые снимут нагрузку с компаний.

Опрошенные немецкой газетой Bild эксперты говорят: тарифы Трампа делают немецкий экспорт невыгодным плюс само производство стоит слишком дорого. У конкурентов, таких как Китай и некоторые страны ЕС, например Венгрия, более низкие затраты на рабочую силу и энергию.

Если не принять меры, в ближайшие десять лет в немецком автопроме будет потеряно 200 тысяч рабочих мест.

Показатели немецких автопроизводителей не радуют. За первые девять месяцев 2025-го прибыль у Mercedes-Benz упала на 50,3%, до 3,87 млрд евро. В прошлом году за это же время автопроизводитель заработал 7,8 млрд.

Только в третьем квартале 2025-го прибыль снизилась почти на 31%, а продажи упали на 6,9%.

Аналогично обстоят дела и у Volkswagen. За первые девять месяцев прибыль снизилась более чем на 60% — с 8,8 млрд до 3,4 млрд евро. Чистый убыток в III квартале составил 1,072 млрд. Годом ранее прибыль была 1,56 млрд евро.

Главные конкуренты
Китай давно обошел как Германию, так и другие страны по объему выпуска легкового автотранспорта: 27,5 против 4,07 миллиона штук в 2024 году, говорит заведующая кафедрой мировой экономики СПбГУ Ольга Трофименко.

Впереди Германии по производству легковых автомобилей также Япония (7,14 млн штук) и Индия (4,99 млн штук).
"Экспорт только одного Китая сопоставим с общим объемам производства в Германии — более четырех миллионов штук в 2023 году. Конкуренты из других стран также не дремлют", — отмечает эксперт.

Поскольку качество продукции китайского автопрома постоянно растет при более скромных ценах, потребители делают выбор именно в пользу "китайцев", несмотря на имеющиеся и новые торговые барьеры. Дополнительно расширяет рынок сбыта уровень технологий, применяемых китайскими автопроизводителями.

Ни Китай, ни Япония в обозримой перспективе не планируют уступать позиции европейскому автопрому, говорит Трофименко.

Шаг к кризису
Объем заказов в Германии будет падать все сильнее, считают эксперты.

"По моим предположениям, в течение ближайших пяти лет объем производства немецких автомобилей может сократиться примерно в десять раз по сравнению с 2022-м", — прогнозирует профессор кафедры рекламы университета "Синергия" Сергей Зайнуллин.

Это вызвано тем, что Европа продолжает бессмысленную экономическую войну против России и КНР, объясняет он. Недавно 

Нидерланды взяли под контроль производителя чипов Nexperia, который принадлежит китайской компании. В ответ Пекин ограничил поставку в Европу чипов, необходимых автопрому.

Из-за экономических войн в Европе упала энергетика, потом металлургия, сейчас машиностроение. Следующие — производители комплектующих, металлообработка, химическая промышленность, затем и сфера услуг, считает Зайнуллин.
"Думаю, Европа, в первую очередь Германия, придет к тому состоянию, в котором находились постсоветские республики, когда промышленное производство и экономика рухнули в целом более чем в 2,5 раза", — рассуждает эксперт.

Но снижение может быть и больше, ведь на экономику Германии будет возлагаться еще и дополнительное военное бремя. Власти страны и Евросоюз в целом постоянно говорят об увеличении расходов: к 2035-му планируется выделять уже не два процента от ВВП, а целых пять.

Берлин упорно и настойчиво идет к глобальному экономическому кризису, к повторению Великой депрессии, только в гораздо более худших масштабах, отмечает Зайнуллин.

Варианты решения
ФРГ стоит резко изменить политику в отношении России и Китая, уйти в нейтральный статус, прекратить ввязываться в геополитические авантюры, добавляет эксперт. Вместо поддержки со стороны США немцы получают только удары в спину. Зайнуллин убежден: смена политики не позволит немцам избежать экономического кризиса, но его глубина будет гораздо меньше.

"Можно было бы договориться с США о более низких тарифах, пересматривать производства, наращивать экспорт. Но все это очень сложно в текущих условиях, если не невыполнимо", — говорит, в свою очередь, Ксения Бондаренко.

Решение проблем может лежать в увеличении расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), расширение рынков сбыта за счет развивающихся экономик, восстановления экспорта (весьма проблематичное) в Россию, считает Ольга Трофименко.

"Вполне вероятно, правительство ФРГ примет ряд мер, как делало уже не раз, направленных на поддержку национальных производителей, — программы поддержки покупателей, направленные на обновление автомобильного ряда", —отмечает эксперт.

Автопроизводители будут также вынуждены сокращать производство и персонал, возможно, перепрофилироваться. Получится ли у Германии спасти отрасль и вернуть былые позиции — покажет лишь время.