Сет Кларман - видная фигура в финансовом мире, хотя и предпочитает находиться в тени. Он известен строгим подходом к стоимостному инвестированию и книгой «Запас прочности: стратегии стоимостного инвестирования без риска для вдумчивого инвестора», давно ставшей классикой для профессиональных инвесторов. В СМИ Клармана даже прозвали «Уорреном Баффеттом своего поколения». Миллиардер ведет закрытый образ жизни и старается не афишировать информацию о личных доходах. Тем не менее, в 2025 году на основе доступных данных Forbes оценивает состояние Клармана в $1,3 млрд.
Первые шаги в инвестициях
Сет Кларман родился в 1957 году в Нью-Йорке, США. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Балтимор, штат Мэриленд. Отец будущего миллиардера был известным экономистом в области общественного здравоохранения в Университете Джонса Хопкинса, а мать - социальным работником. Родители мальчика развелись вскоре после переезда в Балтимор.
С юных лет Кларман проявлял предпринимательские таланты и интерес к инвестициям. Когда ему было десять лет, отец помог ему купить первую акцию компании Johnson&Johnson. Самая первая инвестиция Клармана оказалась удачной – вскоре его вложения выросли втрое. Успех произвел на мальчика большое впечатление, и к 12 годам он уже регулярно проверял котировки акций и связывался с брокерами. Кроме того, в подростковом возрасте Кларман продавал газеты, коллекционные монеты и марки.
После школы Кларман изучал экономику в Корнеллском университете, который окончил с отличием в 1979 году. Во время учёбы он стажировался в инвестиционной компании Mutual Shares, где работал под руководством известных представителей стоимостного инвестирования Макса Хейна и Майкла Прайса. Тогда же будущий миллиардер познакомился с идеями пионера стоимостного инвестирования Бенджамина Грэма и начал применять их на практике. После окончания университета Кларман вернулся в Mutual Shares, проработал там 18 месяцев и освоил стратегию стоимостного инвестирования, прежде чем решил продолжить обучение в Гарвардской школе бизнеса, где получил стипендию Бейкера, присуждаемую 5% лучших студентов курса.
Успех Baupost Group
Сразу после окончания университета в 1982 году профессор Гарварда Уильям Пурву попросил Клармана помочь с управлением средствами, полученными от продажи его доли в местной телестанции. Вместе с партнёрами Говардом Стивенсоном, Джорданом Барухом и Айзеком Ауэрбахом они основали хедж-фонд Baupost Group, с которым были связаны все последующие успехи Клармана в финансовом мире.
Фонд имел стартовый капитал всего в $27 млн, и Кларман согласился на скромную стартовую зарплату в $35 тыс. в год, что было значительно меньше альтернативных предложений на рынке.
С самого начала подход Клармана в Baupost отличался от привычных стратегий на рынке, который в 1980-х годах искал истории роста. Кларман же ставил сохранение капитала превыше всего, уделяя столько же внимания возможным ошибкам, сколько и потенциальной доходности. Он придерживался строгой дисциплины, отказываясь от инвестиций, когда цены не обеспечивали достаточного запаса прочности и держал значительные денежные резервы, порой превышавшие 50% активов, в периоды нехватки привлекательных акций на рынке.
В то время как финансовые рынки осваивали кредитное плечо, враждебные поглощения и сложную финансовую инженерию, Кларман продолжал уделять особое внимание фундаментальному анализу и внутренней стоимости. Хотя этот подход и не был застрахован от рыночных потрясений, он позволил Baupost избежать многих из них.
Кроме того, в начале пути Кларман отличался готовностью инвестировать в сложные, менее ликвидные рынки, где с помощью аналитики можно было найти прибыльные варианты. В то время как другие инвесторы сосредоточились преимущественно на американских акциях, Baupost искал возможности в проблемных долгах, недвижимости и других альтернативных инвестициях. Эта гибкость в сочетании со строгим анализом и управлением рисками позволила фонду получать высокую доходность около 20% годовых.
К началу 1990-х Кларман стал звездой в мире инвестиций, а в 1991 году систематизировал свою инвестиционную философию в книге «Запас прочности: стратегии стоимостного инвестирования без риска для вдумчивого инвестора», которая изначально была выпущена ограниченным тиражом и быстро стала классикой среди профессиональных инвесторов, которую перепродавали за тысячи долларов.
За годы инвестирования под руководством Клармана Baupost Group значительно выросла и теперь управляет активами на $30 млрд. Самого Клармана неоднократно признавали одним из самых успешных управляющих хедж-фондов мира.
В последние годы Кларман адаптировался к меняющимся рыночным условиям: хотя миллиардер и скептически относится к ИИ, он использует его как вспомогательный инструмент, а не как замену серьезной аналитике.
Помимо инвестирования, Кларман и его жена Бет руководят благотворительным фондом, который поддерживает медицинские исследования, журналистику, образование и демократические инициативы. Он также возглавляет Facing History & Ourselves, некоммерческую организацию, пропагандирующую толерантность и критическое мышление, и является одним из ключевых спонсоров The Times of Israel.
Секреты прибыльного инвестирования от Клармана
На первый взгляд инвестиционная стратегия Клармана предельно проста - покупать активы дешевле их реальной стоимости, защищаться от рисков и ждать, когда их стоимость вырастет. Классическое стоимостное инвестирование. Однако в подходе Клармана есть множество нюансов, которые отличают его от менее успешных стоимостных инвесторов.
В основе стратегии миллиардера лежит концепция «запаса прочности» актива, согласно которой инвестировать следует только при значительной разнице между ценой покупки и внутренней стоимостью актива - буфера, защищающего от аналитических ошибок, непредвиденных проблем или неблагоприятных рыночных условий.
Как объяснил Кларман в своей книге: «Запас прочности достигается, когда ценные бумаги приобретаются по ценам значительно ниже базовой стоимости, что позволяет учитывать человеческий фактор, невезение или крайнюю волатильность в сложном, непредсказуемом и быстро меняющемся мире».
Не менее важна и ориентация Клармана на абсолютную доходность, в основе которой лежит оценка активов через призму их индивидуальных достоинств, а не рыночных бенчмарков. Это дает ему большую независимость и гибкость при выборе активов.
Кроме того, Кларман держит значительные суммы в кэше, если не видит перспективных инвестиций. В то время как многие управляющие фондами испытывают давление, связанное с необходимостью инвестировать практически весь капитал независимо от рыночной ситуации, Кларман рассматривает наличные не как препятствие для роста, а как ценный ресурс, обеспечивающий как защиту во время спадов, так и возможность действовать решительно при появлении возможностей. В некоторые периоды Baupost держал более 50% своих активов в наличных деньгах, терпеливо ожидая подходящих вариантов.
Такое терпение дополняется готовностью Клармана проявлять гибкость в отношении различных классов активов. В то время как многие фонды специализируются на определённых секторах или типах инвестиций, управляющий Baupost Group ищет прибыль везде, где возможно - в акциях, проблемных облигациях, недвижимости и в других альтернативных активах. Такая гибкость в сочетании с аналитическим подходом Клармана позволяет фонду извлекать выгоду из нестабильных рыночных условий.
Кларман также отличается от многих стоимостных инвесторов своим подходом к сложным ситуациям. В отличие от многих он готов работать со сложными ценными бумагами или ситуациями, которых другие стоимостные инвесторы стараются избегать. К ним относятся проблемные долги, отделившиеся компании, акции после банкротства и другие «особые ситуации», когда ценовая неэффективность часто возникает из-за вынужденной продажи, институциональных ограничений или простого пренебрежения со стороны основных инвесторов. Скорее наоборот, миллиардер крайне скептически относится к кажущимся выгодным сделкам, не имеющим очевидного объяснения их несправедливой оценки.
Примером такой нестандартной ситуации, потребовавшей решительных действий, был кризис 2008 года. Когда в начале года Кларман узнал, что лондонский хедж-фонд Peloton Partners был вынужден ликвидировать активы на сумму более $1 млрд из-за маржин-коллов и требований о выкупе, он увидел в этом падении предвестие будущего рыночного краха и предпринял необычный для Baupost шаг, открыв его для новых инвесторов. С их помощью он привлек $4 млрд дополнительного капитала, и в сентябре 2008 года, когда крах Lehman Brothers спровоцировал международную финансовую панику, начал агрессивно вкладывать капитал, иногда покупая ценные бумаги на сумму до $100 млн в день. В итоге, в кризис многие хедж-фонды понесли значительные убытки, а ценные бумаги, купленные Baupost Group во время панической распродажи, начали восстанавливаться уже в следующем году и принесли хедж-фонду Клармана значительную прибыль.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
