Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Атака на маркетплейсы: в чем опасность для российской экономики? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Атака на маркетплейсы: в чем опасность для российской экономики?

20 ноября 2025 BITKOGAN Коган Евгений

18 ноября почти синхронно глава Центробанка РФ Набиуллина заявила, что на маркетплейсах «цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается», а глава Сбербанка Греф — что из-за скидок маркетплейсы недоплатили почти 1,5 трлн рублей налогов.

Лично у меня эта ситуация вызывает серьезную озабоченность — давление на сектор e-commerce вряд ли пойдет на пользу цифровой экономике, да и в целом деловому климату.

➡️Но для начала пара фактологических замечаний.

▪️Первое. Бизнес-модель маркетплейсов основана на комиссиях за эффективную связь продавца и покупателя, логистику и маркетинг. Это высокозатратный сектор с невысокой рентабельностью, где чистая прибыль исчисляется миллиардами, но никак не триллионами. Для недоимки в 1,5 трлн потребовалась бы фантастическая прибыль, которой в реальности не может существовать.

▪️Второе. Возникает закономерный вопрос: почему финансовый сектор пытается запретить другим то, что сам уже много лет активно и повсеместно использует? Ведь скидки маркетплейсов — это такая же программа лояльности, как разнообразные кешбэки, бонусы и другие методы дифференциации цены, которыми банки буквально заваливают клиентов, соревнуясь между собой.

В чем риски?

◽️Маркетплейсы стали драйвером ценовой конкуренции и доступности товаров, поэтому их ограничения могут привести к росту цен на товары. Потребителю от этого точно лучше не станет.

◽️Когда в публичном пространстве разворачивается борьба за передел рынка, это создает негативный образ нестабильной деловой среды в стране и отпугивает инвестиции.

◽️Под удар может попасть развитие цифровой экономики. Маркетплейсы — это инфраструктура для тысяч малых и средних предприятий. Их замедление ударит по всей экосистеме онлайн-торговли. А это может напрямую негативно повлиять на налоги и рабочие места.

Вывод:

Это одна из тех ситуаций, когда регулятору важно оставаться объективным и не допустить, чтобы новые правила нанесли больше вреда, чем пользы.