
Ozon решил расширить свой автопарк и договорился о поставке грузовичков от Камаза. Ну а что, у татарского автогиганта нелёгкие времена (по итогам первого полугодия выручка упала на треть, растут у компании разве что административные расходы), а у маркетплейса, наоборот, самый чёс — число покупок в интернете сбивает с ног, уже и Герман Греф включился в борьбу за этот поток. Спасёт новый контракт татар от финансовой пропасти? Не факт, но маркетплейс точно свои бонусы получит.
Ozon договорился с ООО «Тракс восток рус» о поставках грузовых автомобилей производства «Камаза» «Компас 5» для расширения собственного курьерского автопарка, спешат порадовать акционеров обеих компаний «Ведомости». Маркетплейсу нужен автопарк, чтобы везти коробки с заказами со складов до пункта выдачи заказов. Казалось бы при чём тут Камаз, о продукции которого мечтает часть российских дальнобойщиков и практически все участники ралли Париж-Дакар? Понятно же, что гигантским фурам нет места в городах и сёлах. Но у татарского автозавода есть юркие грузовички — самое то для узких проулков, чтобы подобраться поближе к жилым домам, где массово и расселились озоновские ПВЗ.
— Маневренность легких грузовиков с высоким запасом прочности позволяет беспрепятственно проезжать в условиях плотной городской застройки. – Полная масса модели не превышает 3,5 т, что позволяет эксплуатировать ее в городе, где действуют ограничения по массе, — объясняет покупку директор по развитию транспортной инфраструктуры Ozon Алексей Ширяев.

Во сколько обойдётся Озону эта сделка он распространяться почему-то не стал, но мелькнули данные, что купят сразу полтысячи грузовичков. Аналитик Data Insight Сергей Семко оценивает возможный объем контракта в 1,5–1,75 млрд руб. в зависимости от комплектации. По его словам, это заметный объем поставок для рынка: в 2024 г. в России продано около 21 000 среднетоннажных грузовиков (MCV; 3,5–16 т), и такой контракт тогда мог бы занимать 2–2,5% годового объема сегмента. Для Камаза такая сделка прямо спасательный круг, о котором он только и мог что мечтать.
Этим летом аналитик Мозговика Валентин Погорелый пришёл в такой ужас от отчёта автогиганта, что решил отказаться от обзоров компании в ближайшее время.
— Отчет за Q1 2025г. получился ужасным, квартальная выручка составила всего 57,9 млрд руб. — это худший показатель за последние 14 кварталов, валовая прибыль всего 0,2 млрд руб., а валовая рентабельность 0,3% — это минимум за 5 лет (а может и больше, не смотрел после 2020г.). Коммерческие и управленческие расходы продолжают расти +10,7% до 5,76 млрд руб., что загоняют прибыль продаж в “минус” и немалый -5,55 млрд руб., а проценты к уплате, выросшие на +98,7% до 10,0 млрд руб., способствуют получению рекордного квартального убытка -12,5 млрд руб. Причина — падение продаж грузовых автомобилей на -10,2% с 5038 до 4522 ед. техники в Q1, но за 2 месяца Q2 (апрель-май) продажи КАМАЗ упали уже посерьезнее аж на -32,5% с 3976 до 2685 ед. техники — получается впереди нас ждет еще хуже квартал по выручке, чем Q1, а это уже грустно и не интересно, — констатировал Валентин Погорелый.
С такими вводными получить заказ на полтысячи авто — прекрасный повод открывать шампанское к Новому году. Мы хоть и не аналитики, но на калькуляторе тоже щёлкать умеем. За 3 ляма голый остов Озону точно не нужен, значит, скорее всего, интересует компанию варианты за 3,6млн.

Надо отметить, что маркетплейс сейчас использует на последней миле (доставку заказов от складов и сортировочных центров до пунктов выдачи и клиентов) около 9800 Газелей. Получается Озон решил диверсифицировать свой автопарк. При чём не только Камазами. Одновременно Озон объявил о расширение парка курьерских автомобилей фургонами AMBERTRUCK JL. Они выпускается на заводе АВТОТОР в Калининградской области. По данным дистрибьютора, автомобили адаптированы к работе в различных климатических условиях России и соответствуют действующим международным стандартам качества. Так вот потихоньку старых лошадей и меняют на новые.
Легкий коммерческий транспорт (типа Газели) оптимален для курьеров и коротких маршрутов в городе, среднетоннажные грузовики — для перевозок между хабами и ПВЗ, крупнотоннажные — для магистральных линий. Чем шире география маркетплейса, тем чётче приходится дробить транспорт под свои нужды. Доставка в населённые пункты с численностью менее 50 000 человек требует иной конфигурации автопарка и маршрутизации. Среднетоннажные грузовики здесь занимают нишу между фурами и LCV и позволяют обеспечивать окупаемость маршрутов. Собственные инвестиции в автопарк объясняет динамика бизнеса Ozon:
в III квартале 2025 г. покупатели сделали около 668 млн заказов;
40% доставок пришлось на населённые пункты с численностью менее 50 000 человек;
в доставке занято более 16 000 курьеров;
сеть пунктов выдачи заказов превышает 78 000 точек.
Если раньше Озон делал ставку на тысячи транспортных компаний, то теперь решил сконцентрироваться на собственном автопарке. Так и контролировать качество попроще, и минимизация рисков в пиковые нагрузки. Скоро вон Новый год и число заказов резко увеличится, когда у компании свои машины, продавить повышение тарифов уже сложнее. А учитывая то, как ни шатко ни валко идут дела у Камас, маркетплейс наверняка выбил под такой крупный заказ условия поприятнее. Потому то цифры и не раскрываются.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
