Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Российская нефть рискует застрять в море из-за вступивших в силу санкций США » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Российская нефть рискует застрять в море из-за вступивших в силу санкций США

21 ноября 2025 Bloomberg | Нефть
«Роснефть» и «Лукойл» сейчас продают большую часть сортов, популярных в Азии

Санкции США, вступившие в силу в пятницу, могут привести к тому, что почти 48 млн баррелей российской нефти застрянут в море

Десятки танкеров вынуждены в спешке искать новые пункты назначения — на фоне очередной масштабной перестройки нефтяной логистики.

Месяц назад Вашингтон внес в черный список крупнейших российских производителей — «Роснефть» и «Лукойл». Это один из самых жестких шагов администрации Дональда Трампа, который пытается усилить давление на Кремль из-за военного конфликта на Украине. На этой неделе Минфин США заявил, что санкции уже работают: спрос на российские сорта падает, а дисконты растут.

Теперь, когда ограничения официально вступили в силу, индийские НПЗ в поисках альтернативных поставок активно фрахтуют танкеры на Ближнем Востоке. Стоимость фрахта на этом направлении приблизилась к пятилетнему максимуму. Тем временем трейдеры пытаются понять, кто — если кто-то вообще — примет груз «Роснефти» и «Лукойла», который уже находится в море.


«Российские экспортные потоки идут, но грузы не доходят до пунктов назначения», — говорит Уоррен Паттерсон, глава стратегии по сырьевым рынкам ING Groep NV. — «Затяжной кризис и затор по всей цепочке приведет к падению поставок и усилит напряженность на рынке».


48 млн баррелей в пути, но не все найдут покупателя

По данным Kpler, сейчас в пути или в процессе погрузки находится около 48 млн баррелей нефти «Роснефти» и «Лукойла» — в основном Urals и ESPO. Это примерно 50 танкеров, направляющихся в Китай и Индию, а также суда без указанного пункта назначения или идущие к мелким портам от Балтики до Южно-Китайского моря: посредники стараются дистанцироваться от рискованных поставок.

Россия при этом пытается удерживать объемы экспорта. По данным отслеживания судов Bloomberg, Москва продолжает делать ставку на погрузку, и морские поставки остаются стабильными — около 3,4 млн баррелей в сутки. Рынок также пока почти не реагирует на новые ограничения: эталонные цены остаются устойчивыми.

Но не все грузы гарантированно найдут покупателя даже в Азии. Китай и Индия остаются крупнейшими импортерами российской нефти со времени начала украинского конфликта, однако сейчас обе страны опасаются попасть под вторичные санкции. Насколько решительно США будут применять новые меры, во многом определит, сколько нефти в итоге дойдет до НПЗ.


«Это болезненный период — но всего на три-четыре месяца», — считает Адам Лэннинг, старший аналитик судоходного брокера SSY. — «Рынки приспособятся и найдут способы получать эту нефть, не привлекая лишнего внимания».


Покупатели уже начали переключаться на альтернативные сорта. Но ближайшие недели станут тестом на их готовность продолжать закупки.

Танкерная головоломка: развороты, дрейф и перегрузки в открытом море

  • Два танкера с Urals, развернувшиеся в пути — вероятно, из-за санкций, — в последние дни снова легли на курс, направляясь в Индию. Вряд ли они успеют разгрузиться до окончания периода сворачивания сделок 21 ноября.
  • Танкер The Spirit 2 с 730 000 баррелей Urals от «Роснефти» шел в Азию, но в начале ноября, сразу после прохождения Суэцкого канала, развернулся и дрейфовал в этом районе. В выходные судно вновь взяло курс на юг и указало пунктом назначения Индию.
  • The Furia, танкер класса Aframax, который резко развернулся в Балтийском море в конце октября, на этой неделе прошел Суэц и также идет в Индию. Он перевозит почти 730 000 баррелей Urals, отгруженных «Роснефтью».

Другие суда уже демонстрируют первые признаки сбоев, которые могут стать результатом западных санкций.

На Дальнем Востоке танкер Cindy загрузил почти 770 000 баррелей ESPO в Козьмино, но без четкого пункта назначения. Сейчас он направляется в воды у Сингапура и Малайзии — район, где часто проводят перегрузки нефти с судна на судно, чтобы скрыть происхождение груза.

Танкер The Fortis с 720 000 баррелей Urals от «Роснефти» следует в южнокорейский Йосу — еще один популярный хаб для STS-операций. Судно ранее сделало редкую перегрузку у побережья Индии и первоначально ожидалось в китайском Нинбо, но затем сменило пункт назначения на Йосу.