Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Европейский рынок дистиллятов «застигнут врасплох» рекомендациями ICE по санкциям » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Европейский рынок дистиллятов «застигнут врасплох» рекомендациями ICE по санкциям

24 ноября 2025 Pro Finance Service | Нефть

Биржа не принимает продукцию из сегрегированной российской нефти и призывает к осторожности в отношении импорта из Индии и Турции.

Более строгая, чем ожидалось, интерпретация нефтяных санкций ЕС со стороны биржи ICE (Intercontinental Exchange) способствовала росту цен на европейские дистилляты до двухлетних максимумов после того, как биржа дала сигнал об осторожном подходе к иностранным нефтеперерабатывающим заводам, продолжающим импортировать российскую нефть.

После объявления биржи декабрьские цены на газойль ICE LSGO подскочили 18 ноября на 11% до $37/б, что является самым высоким спредом с сентября 2023 года. В ходе утренних европейских торгов 19 ноября фиксированная цена превысила $800/т, что на $22,5/т выше предыдущего закрытия, а затем снизилась до $768,25/т.

Новые руководящие принципы товарной биржи по фьючерсному контракту на низкосернистый газойль ICE, который является основным эталоном дистиллятов в Европе и подлежит физической поставке, содержат один из наиболее полных на сегодняшний день планов по обеспечению соблюдения предстоящего запрета ЕС на импорт, который вступит в силу 21 января 2026 года.

Санкции ЕС направлены на приостановку поставок российской нефти, которая в настоящее время перерабатывается за рубежом и возвращается в Европу в качестве топлива. Однако неопределенность в отношении правоприменения смягчила реакцию рынка. В октябре Европейская комиссия опубликовала ответы на часто задаваемые вопросы о новых правилах, но оставила операторам задачу разработать надлежащие договорные условия и провести комплексную проверку.

ICE, одна из ведущих товарных бирж, опубликовала 18 ноября свои плановые рекомендации по обеспечению соблюдения законодательства после месячных консультаций с рынком. Это лишь одно из толкований законодательства, но, как ожидается, оно станет стандартом на европейском рынке.

В тексте принят узкий взгляд на приемлемые исключения из запрета на импорт топлива, произведенного из российской сырой нефти, и указано, что ICE будет принимать поставки в свой процесс расчетов по фьючерсам ICE LSGO от нефтеперерабатывающих заводов российской сырой нефти только в тех случаях, когда поставки были явно приостановлены в течение предыдущих 60 дней.

Важно отметить, что ICE не будет принимать сырье с НПЗ, которые одновременно перерабатывают российскую и зарубежную нефть в отдельных системах, заявили в компании, что исключает потенциальный метод обеспечения соответствия, предложенный Европейским советом. ЕК заявила, что операторы могут продолжать импорт с предприятий, способных разделять процессы переработки российской нефти, при условии применения «усиленной комплексной проверки».

Однако, до получения дальнейших указаний ЕС о том, что должна включать такая комплексная проверка, или до принятия регулирующими органами устоявшейся рыночной практики, биржа заявила, что не будет принимать сегрегацию сырой нефти в качестве единственного метода соблюдения требований. В случаях, когда несколько НПЗ используют один порт разгрузки сырой нефти, они также должны рассматриваться как одна установка, говорится в заявлении.

Продавцы по контракту ICE должны будут получать и проверять подтверждения от нефтеперерабатывающих заводов, подтверждать отсутствие слива российской нефти. Соответствующая документация должна предоставляться бирже по запросу, говорится в сообщении. Газойль, произведенный в указанных странах-партнерах ЕС или странах-нетто-экспортерах сырой нефти, по-прежнему будет приниматься к поставке в соответствии с рекомендациями ЕС.

Реакция рынка

Эти рекомендации продемонстрировали ужесточение позиции по отношению к импорту нефтепродуктов из таких стран, как Индия и Турция, которые являются основными покупателями российской нефти и в последние годы стали важными поставщиками дистиллятов в Европу.

Когда впервые был объявлен запрет ЕС на импорт в 2026 году, реакция рынка была сдержанной из-за подозрений относительно слабого контроля за его соблюдением. Ожидалось, что терпимость к «балансировке массы», которая теперь прямо исключена ЕС, или терпимость к сегрегированной переработке в России потенциально смягчат последствия новых ограничений.

Два европейских трейдера дистиллятов, пожелавших остаться анонимными из-за коммерческой конфиденциальности, заявили, что структура цен отражает рыночную ситуацию, которая теперь исключает импорт от крупных поставщиков из Индии, продолжающих импортировать большие объёмы российской нефти. «Некоторые были застигнуты врасплох», — сказал один трейдер, добавив, что им придётся подождать как минимум до конца февраля или начала марта, чтобы импортировать партии от поставщиков, которые в настоящее время импортируют российскую нефть.

Компания Reliance, владеющая крупнейшим в Индии НПЗ, пообещала соблюдать санкции ЕС, не раскрывая подробностей своего плана по обеспечению соблюдения. Крупнейший турецкий НПЗ Tupras также заявил о намерении соблюдать законодательство ЕС и подчеркнул свою гибкость в плане выбора поставщиков в будущем.

«Некоторые все равно могут попытаться поймать удачу и импортировать индийскую продукцию, руководствуясь правилами ЕС, а не ICE», — сказал один из европейских трейдеров, в то время как второй отметил, что некоторые участники рынка уже адаптируются, выдвигая более жесткие условия в отношении стран происхождения в своих тендерах на поставку дистиллятов.

«Мы наблюдаем совокупное воздействие санкций США и закрытия лазейки в сфере нефтепереработки, которое фактически взвинчивает цены на дистилляты», — заявил Бен Хофф, руководитель отдела исследований сырьевых товаров Societe Generale. В исследовательской записке, опубликованной 17 ноября, до выхода рекомендаций ICE, аналитики JP Morgan заявили, что санкции могут привести к тому, что 150 000–200 000 баррелей дизельного топлива в день по всему миру останутся под угрозой, что составляет примерно 2% от мирового предложения.

По прогнозам S&P Global, мировые цены на дизельное топливо в среднем составят более 21 долл. США/барр. в 4 и 1 кварталах 2025 и 2026 гг., что примерно на 16 долл. США/барр. выше цен годом ранее.