Китай активно наращивает экспорт в Африку, ориентируясь преимущественно на частный сектор. Основную часть поставок составляют промышленные товары с высокой добавленной стоимостью: электроника, пластмассы и текстиль. Согласно отчету Rhodium Group China Cross-Border Monitor от 18 ноября, за первые три квартала 2025 года экспорт вырос на 28% в годовом исчислении после увеличения на 57% в период с 2020 по 2024 год.
Параллельно китайские инвестиции в ресурсоемкие секторы Африки сократились примерно на 40% с пикового значения 2015 года из-за снижения доходности и падения прибыли от строительства в традиционных сырьевых отраслях.
Согласно отчету МВФ об экономических перспективах, в то время как темпы роста в таких странах, как Кения, Уганда и Замбия, составляют 4,8%, 6,4% и 5,8% соответственно, средний показатель ВВП для более чем 50 стран континента достигает 4,1%.
“Изначально китайские компании на африканском рынке были сфокусированы на создании инфраструктуры, а также занимались добычей полезных ископаемых. Но в последние несколько лет они пытаются ориентироваться на потребительский рынок”, - сказал Джо Нгаи, председатель McKinsey Greater China, предупредив, что фрагментация рынка и низкая рентабельность могут сделать этот бизнес сложным.
Тем не менее изменение в африканской торговле уже можно проследить и по действиям политиков. Так, в минувшие выходные в Южной Африке стартовал первый саммит G20, когда-либо проводившийся на континенте. В то время как США прислали только исполняющего обязанности посла, премьер-министр Китая Ли Цян представлял Пекин, что создало больше возможностей для деловых дискуссий на высоком уровне.
“В отличие от предыдущих лет, когда китайцы мало что знали о том, что происходит в Африке, сегодня больше деловых поездок, больше сотрудников отправляется за границу. Это просто дает ощущение большей вовлеченности”, - сказала Хизер Ли, основатель и консультант по китайско-африканским отношениям The Dot Connector. Она отметила, что все чаще крупные китайские компании направляют лиц, принимающих решения, в Африку для изучения конкретных рыночных возможностей.
По словам Ли, в Западной Африке востребованы китайские солнечные панели из-за дефицита электроэнергии, а медицинские товары, изделия для детей и домашнего обихода популярны по всему континенту.
Китайские компании уже укрепили свои позиции в регионе: производитель смартфонов Transsion построил в Африке успешный бизнес, а телеком-гигант Huawei и производитель бытовой техники Midea расширили присутствие. В июле государственные СМИ Китая сообщили, что Midea Group подписала соглашение с Конфедерацией африканского футбола для увеличения инвестиций в регион. Компания уже построила заводы в Египте и планирует новые проекты.
Растущий интерес к Африке в китайских соцсетях
Изменения видны не только в инвестиционных показателях, но и в онлайн-активности предпринимателей. На платформах Xiaohongshu и Bilibili публикации за последний год представляют Африку как перспективное направление для малого и среднего бизнеса, включая дропшиппинг, электронную коммерцию, производство и розницу, связанные с китайскими цепочками поставок.
Одно из видео в соцсетях рассказывает о торговце электроникой, переехавшем из Китая в Нигерию в поисках местных партнеров. Другой аккаунт описывает развитие бизнеса по производству чая “бабл ти” в Кении. Также в публикациях фигурируют предприниматели, продающие тапочки, мелкую бытовую технику, мебель и даже гвозди.
Джозеф Кеши, нигерийский инвестор в недвижимость и бизнес-стратег, сотрудничающий с китайскими предпринимателями, сообщил, что некоторые из них достигли шестизначных доходов в долларах уже в первый год работы.
Хизер Ли отметила, что хотя некоторые публикации могут преувеличивать успехи, они повышают осведомленность китайцев о возможностях в Африке.
Данные Euromonitor подтверждают тренд: многие китайские предприятия в Африке специализируются на потребительских товарах, таких как подгузники, предметы домашнего обихода, соусы и закуски.
“Учитывая стремительную урбанизацию, молодость и растущие связи населения, расходы домохозяйств на континенте, по прогнозам, превысят 2 трлн долларов к 2030 году”, - говорится в заявлении Кристи Тавии, регионального аналитического менеджера Euromonitor International.
Она также указала на рост платформ электронной коммерции, которые расширяют присутствие азиатских и китайских брендов для африканских потребителей.
Многие из этих предпринимателей с оптимизмом смотрят на то, что более широкое использование китайского юаня в Африке может снизить риски транзакций и углубить коммерческие связи. В настоящее время, согласно отчету Rhodium, китайский юань используется в “30% торговых счетов”.
Но Rhodium Group и Atlantic Council говорят, что существует “структурный предел” для более широкого использования китайского юаня, ссылаясь на положительное сальдо торгового баланса Китая с большинством его африканских партнеров и глобальную зависимость от доллара.
Подводные камни
Продажи африканским потребителям становятся более привлекательными для китайских компаний на фоне торговых барьеров со стороны США и Европы, отмечают в Rhodium Group.
Аналитики также предполагают “сценарий стагнации”, при котором китайский экспорт будет перенаправляться в такие регионы, как Африка, если Китай не решит проблему избыточных производственных мощностей и столкнется с новыми ограничениями в Европе.
Хотя дешевый импорт выгоден потребителям, его резкий рост может подорвать местное производство и усугубить торговый дисбаланс, как это происходит в других регионах мира.
“Необходимо рассматривать Африку не только как потребительский рынок, но и как производственный хаб для удовлетворения местного спроса”, - подчеркнул Эбипер Кларк, приглашенный научный сотрудник Института политических исследований Африки.
Некоторые китайские компании уже локализуют производство. "В Африке растет запрос на индустриализацию. Я участвовал в проектах по переносу легкой промышленности из Китая в Африку, где компании также получают привилегированный доступ к рынкам США и Европы", - сообщила Ли из The Dot Connector.
Торговая компания Sunda International из Гуанчжоу, реализующая широкий ассортимент товаров - от сельхозинструментов до продукции повседневного спроса - за последнее десятилетие создала более 20 производственных центров в Африке.
По данным компании, годовая выручка Sunda достигает $450 млн благодаря поставкам таких товаров первой необходимости, как детские подгузники и гигиенические прокладки.
Часть заводов Sunda расположена в Замбии, где на прошлой неделе премьер-министр Ли Цян подписал соглашение на 1,4 млрд долларов о модернизации железной дороги, соединяющей страну с Индийским океаном, для значительного увеличения грузопотока.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
