Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Walmart против Amazon. За кем из розничных гигантов США будущее? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Walmart против Amazon. За кем из розничных гигантов США будущее?

27 ноября 2025 Финам | Walmart Amazon Поздеева Екатерина

В 2025 году Walmart и Amazon - две компании, лидирующие в сфере розничной торговли США. Amazon занимает более значительную долю на рынке электронной коммерции, а Walmart - на офлайн-рынке. Таким образом, их сравнение выходит за рамки противостояния двух конкретных компаний и показывает динамику традиционной и онлайн-торговли.

История успеха Walmart
Сеть Walmart началась в 1962 году, когда Сэм Уолтон открыл первый розничный магазин в американском городе Роджерсе, штат Арканзас. Изначально Уолтон сконцентрировался на небольших городках и пригородах, где было мало конкурентов. Он стремился предложить покупателям более низкие цены и выгодные условия и использовал стратегию оптовых закупок, что позволяло снижать затраты и продавать товары дешевле.

Он также использовал прямую маркетинговую стратегию и оставлял рекламу своих магазинов в почтовых ящиках потенциальных клиентов. Постепенно расширяя сеть, Уолтон начал строить склады рядом с магазинами, что упрощало и удешевляло логистику.

За 20 лет компания открыла первые супермаркеты Walmart (под названием Sam’s Club), а к 1983 году начала строить суперцентры Walmart.

К 1990 году Walmart стал крупнейшим ритейлером в США и начал выходить на международный рынок, открывая магазины в Мексике, а затем и в Великобритании, Германии, Китае и Канаде.

В 1995 году, через три года после смерти основателя Сэма Уолтона, Walmart удвоил продажи, а к 1999 году сеть разрослась настолько, что стала не только крупнейшим частным работодателем в США, но и во всём мире. В ней работало 1,14 млн человек. В 2001 году Walmart обошёл Exxon Mobil и стал самой крупной по объему продаж компанией в мире. Однако это звание компания удержать не смогла.

История успеха Amazon
Джефф Безос основал книжный интернет-магазин Amazon в 1994 году. Постепенно электронная площадка росла и начала продавать разные товары. Успех был стремительным. В 1996 году число клиентов Amazon достигло 180 тыс., а в 1997 - превысило миллион человек. В том же году акции Amazon начали торговаться на бирже Nasdaq по $54 за бумагу.

В 2000 году случился поворотный момент - Amazon стал маркетплейсом, разрешив другим компаниям торговать на своей площадке. Компания продолжала стремительно расти и в 2018 году ее стоимость достигла $1 трлн. В настоящее время Amazon является одной из крупнейших торговых онлайн-площадок и продаёт миллиарды товаров в более чем 190 странах.

Эксперты считают, что во многом успех Amazon обусловлен тем, что компания смогла одной из первых воспользоваться интернетом для создания и расширения бизнеса. Широкий ассортимент, клиентоориентированность и быстрая доставка также способствовали росту бренда.

В итоге на Amazon приходится 42% американского рынка электронной коммерции. Это намного больше, чем у ее ближайшего конкурента - Walmart c долей рынка 6%.

Amazon инвестирует в ИИ, а Walmart стремится стать технологической компанией
Amazon не остановилась только на непосредственной торговле, активно развивает другие бизнесы и инвестирует в новейшие технологии. Так, компания Безоса создала устройство для чтения электронных книг Kindle, умную колонку Alexa и самое важное - платформу облачных сервисов Amazon Web Services (AWS). По оценке Synergy Research, занимающейся обработкой данных, AWS занимает 31% мирового рынка стоимостью $300 млрд.

Не обошел Amazon и тему ИИ, активно участвуя в гонке крупнейших технологических корпораций. На днях стало известно, что AWS создаст и развернет первую в истории специализированную инфраструктуру для искусственного интеллекта и высокопроизводительных вычислений для правительства США. В 2026 году она планирует инвестировать в проект до $50 млрд.

Поскольку всё больше потребителей отказываются от традиционной розничной торговли в пользу онлайн-покупок, Walmart вложил значительные средства в развитие онлайн-каналов торговли. Благодаря интеграции электронной коммерции и физических магазинов, покупатели могут оформлять заказы в приложении магазина и заказывать его доставку или самовывоз.

Для повышения эффективности работы Walmart также внедрил автоматизацию на складах. Например, ритейлер использует роботов для мониторинга и управления товарными запасами, в том числе для сканирования полок на предмет наличия товара и выявления несоответствий. Эти инновации оптимизируют рабочие процессы и сокращают трудозатраты, что позволяет Walmart предлагать покупателям низкие цены.

Однако все технологические процессы Walmart строятся вокруг торговли, тогда как Amazon развивает различные бизнес-направления, включая уже упомянутый искусственный интеллект. Тем не менее, на прошлой неделе стало известно, что Walmart переходит на биржу Nasdaq после 53 лет на NYSE. Walmart рассматривает этот шаг как часть своей стратегии постепенной трансформации в технологическую корпорацию. По крайней мере, в восприятии инвесторов. Nasdaq - это биржа Apple, Alphabet, Nvidia, Tesla и многих других технологических компаний. Благодаря этому переходу Walmart сможет войти в индекс Nasdaq-100 в январе 2026 года. Как ожидается, это приведет к тому, что многие биржевые и паевые инвестиционные фонды будут покупать акции компании по умолчанию, что поспособствует увеличению стоимости Walmart.

Если сравнивать в цифрах, то на данный момент Walmart значительно проигрывает Amazon. Капитализация розничной сети составляет «всего» $850 млрд по сравнению с $2,3 трлн у Amazon.

Однако если говорить именно о торговле, то электронная коммерция пока не обогнала традиционную. Так, по данным Demand Sage, в 2024 году на электронную коммерцию пришлось только 16,6% розничных продаж в США. Эксперты отмечают, что стратегия Walmart, которая развивает разные каналы продаж, верна. Вопрос лишь в том, будет ли одного направления бизнеса достаточно, чтобы преуспеть на рынке, или будущее за корпорациями вроде Amazon, которая занимается и торговлей, и искусственным интеллектом, и развитием облачных технологий.