Утилизационный сбор на автомобили, который был введен относительно недавно, уже оказал значительное влияние на автомобильный рынок РФ и может оказать еще более сильное в ближайшее время. Изменение методики расчета утилизационного сбора с 1 декабря 2025 года, которое привязывает его размер к мощности двигателя, приведет к нескольким изменениям, в первую очередь - к росту стоимости автомобилей, особенно с двигателями мощностью свыше 160 лошадиных сил. Если до декабря 2025 года физическое лицо, ввозившее автомобиль для личного пользования, платило фиксированный сбор: 3 400 руб. за новую машину и 5 200 руб. за подержанную, то с 1 декабря все меняется: если мощность двигателя превышает 160 л.с., сбор рассчитывается по полной коммерческой формуле: базовая ставка 20 000 рублей умноженная на коэффициент, который может достигать 216,29 для машин старше 3 лет и объемом двигателя более 3,5 литров.
Стоимость мощных автомобилей может увеличится кратно, что сделает невыгодным их поставки в страну, увеличит цены на них и сократит предложение на рынке. Стоимость остальных автомобилей также может увеличиться по причине спроса на них, который может вырасти.
Изменение правил исчисления утилизационного сбора может привести к уменьшению ассортимента автомобилей на рынке, многие модели в страну не будут поставлять из-за высокого утильсбора, а владельцы таких автомобилей в РФ могут отказаться их продавать или значительно завысят цены на них.
Названные последствия повлияют на автомобильный рынок страны: часть компаний может обанкротиться, структура рынка изменится, доступность товаров и услуг снизится. Дискриминация автомобилей, к сожалению, не исключена, и «поражены в правах» окажутся несколько категорий автомобилей. Коммерческие ставки будут применяться в отношении кроссоверов и внедорожников, также пострадают электромобили, если их мощность превышает 80 л.с. и гибридные автомобили, которые облагаются по суммарной мощности всех двигателей. Все это серьезно повлияет на автомобильный рынок, приведет к снижению продаж, особенно в премиальном и среднем сегментах, и приобретение иномарок станет трудным делом или и вовсе недостижимым.
Кроме того, нельзя забывать и о неравенстве по назначению автомобиля, ведь грузовик или микроавтобус оснащаются более мощными двигателями, чем легковая машина, ведь они должны возить грузы или людей и мощность двигателя для них важна. И если более мощные автомобили будут платить больший утильсбор, то не приведет ли это к удорожанию логистики и, как следствие, росту цен на товары и услуги? Не стоит забывать и о том, что измерения мощности двигателя проводятся по-разному, расхождения могут доходить до 40%, что создает возможности для манипуляций и коррупции.
Газомоторный транспорт
В России пока не принято решение об отмене утилизационного сбора для газомоторного транспорта, идет обсуждение такой меры. На конец ноября 2025 года не определены ни сроки, ни условия, ни конкретные категории транспорта, для которых указанная мера может быть применена. В случае отмены утилизационного сбора для газомоторного транспорта это может улучшить его привлекательность для потребителей, снизить расходы на его приобретение и эксплуатацию, особенно в сегменте коммерческого транспорта. Моделей легковых автомобилей на газу пока не так много, что ограничивает выбор потребителей, будет влиять на развитие сегмента. Да, газ дешевле бензина и для покупателей экономия еще и на этапе покупки автомобиля может стать серьезным аргументом в пользу первого.
Есть аргументы у газомоторного транспорта против электромобилей, последние в стране получили слабое распространение, запас хода у них зависит от погодных условий, заправочная инфраструктура для электромобилей слабо развита за пределами крупных городов. Заправка газомоторного автомобиля требует меньше времени и возможна на уже существующей сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), эксплуатация в морозы не вызывает трудностей, а сам он дешевле. В случае отмены утилизационного сбора на газомоторный транспорт он становится наиболее защищенным от мер государства сегментом. Это связано с Энергетической стратегией РФ, которой предусматривается увеличение потребление метана к 2050 году до 21,3–29,3 млрд кубометров, и газомоторный транспорт может стать одним из ключевых его потребителей. Кроме того, будет увеличиваться экологическое давление и газ, как альтернатива бензину, будет более востребован.
Однако, как уже было сказано, автомобилей на газу пока на рынке мало, то есть выбор у потребителей небольшой. Концепция развития рынка газомоторного топлива предусматривает до 2035 года производство 528 тысяч новых газомоторных автомобилей и переоборудование еще 525 тысяч. По базовому сценарию, к 2035 году в России может быть произведено около 347 300 автомобилей на газомоторном топливе, а парк таких автомобилей вырастет более чем в 2,5 раза — до примерно 985 200 единиц, с потреблением газа порядка 8,18 млрд кубометров. Текущая ситуация с производством газомоторных автомобилей, следующая: в 2024 году в России выпущено около 18 000 газомоторных легковых автомобилей, что составляет 1% от общего объема рынка. Основные модели: LADA Vesta CNG, UAZ Patriot Metan и лидер в коммерческом сегменте ГАЗель Next CNG. Увеличение производства газомоторных автомобилей в стране возможно за счет сотрудничества с иностранными автопроизводителями, в первую очередь из Китая и Южной Кореи, которые поставляют такие автомобили сюда. В РФ развивается собственное производство деталей и узлов для газомоторных автомобилей. Так, уже локализовано производство газобаллонного оборудования 4-5 поколения, компрессоров и баллонов, КАМАЗ разрабатывает отечественный газовый двигатель (КАМАЗ-Р6). К 2035 году планируется достичь технологического суверенитета в сегменте газомоторного транспорта, включая производство оборудования для заправочных станций.
Хватит ли заправок?
Заправочная инфраструктура в стране для газомоторного транспорта остается «узким» местом, сейчас в РФ около 1170 газозаправочных станций (АГНКС). Для сравнения: в Европе на 100 тысяч автомобилей приходится 50–70 метановых заправок, в России около 5-7 заправок на такое же количество автомобилей. По целевому сценарию Концепции развития рынка газомоторного топлива, к 2035 году их число должно вырасти до 2213 единиц. Однако проблема не только в количестве заправок, но и в том, что они размещены неравномерно, особенно в изолированных территориях, у существующих заправок низкая загрузка (по разным оценкам она составляет 30-33%). Для значительного увеличения газовой заправочной инфраструктуры в стране необходимо ее строительство более агрессивными темпами, как за счет бюджетных средств, так и за счет частных инвестиций под государственные гарантии. В целом производство газомоторного транспорта в стране может успешно развиваться благодаря всесторонней поддержке государства и притоку частных вложений. Инфраструктура газовых заправок также будет расширяться в соответствии с увеличением парка газомоторного транспорта. Все это может привести к тому, что отечественный автомобильный рынок через несколько лет трансформируется таким образом, что доминировать на нем будут менее мощные автомобили, а газ займет вторую, а, возможно, что и первую позицию, оставив позади бензин и другие виды топлива.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
