BlackRock, Brookfield и Apollo считают, что низкие цены и падение интереса со стороны публичных инвесторов открывают новые возможности в энергетическом секторе
Крупные инфраструктурные инвесторы, включая BlackRock, Brookfield и Apollo, активно налаживают контакты с ведущими нефтегазовыми компаниями, которые столкнулись с низкими ценами и отсутствием энтузиазма со стороны инвесторов на фондовом рынке.
Продать все, что можно
На закрытой встрече перед энергетической конференцией Adipec в Абу-Даби, которая состоялась в конце ноября, руководителей ExxonMobil, TotalEnergies, Eni и BP призвали активнее продавать свои сети трубопроводов, хранилищ и прочие активы. Это, по мнению инвесторов, поможет компаниям привлечь денежные средства, которые можно направить на другие операции.
«Вам, ребята, нужно переосмыслить свой подход к капиталу», — сказал один из участников встречи, обращаясь к руководителям нефтегазовых гигантов. Он подчеркнул, что фондовые рынки сейчас «не так благосклонны» к этой отрасли.
«Ваши акции торгуются с мультипликатором прибыли от четырех до семи. Что мешает продать ваши инфраструктурные активы с мультипликатором от десяти до двенадцати? — задался вопросом он. — Возьмите дешевый капитал и реинвестируйте его в свой основной бизнес».
Ближневосточные производители уже в тренде
Saudi Aramco уже следует этой стратегии. В августе компания завершила сделку по продаже и последующей аренде (sale and leaseback) газовой сети своего проекта Jafurah. Сумма сделки с Global Infrastructure Partners (GIP), принадлежащей BlackRock, составила $11 млрд. По словам источника, знакомого с ситуацией, Aramco рассматривает и дальнейшие продажи.
«Зачем сидеть на такой обширной и прибыльной базе активов? — сказал собеседник. — Многие крупные суверенные фонды и частные инвесторы были разочарованы, что им не достался кусок пирога от Jafurah, и отдел по сделкам был завален предложениями. Поэтому им сказали готовить и официально представлять свои идеи».
По словам источника, Aramco еще не определила, какой объем активов может продать, но такие транзакции потенциально могут принести миллиарды долларов для поддержки ее баланса и финансирования капитальных затрат.
Абу-Даби сделал аналогичный шаг еще в 2020 году, заключив соглашение по трубопроводам на $20,7 млрд с GIP, Brookfield и суверенным фондом Сингапура. Оман, Бахрейн и Кувейт либо уже завершили, либо рассматривают подобные сделки.
Госкомпании меняют стратегию
Такие шаги свидетельствуют об изменении подхода государственных нефтяных компаний, которые традиционно не стремились открывать свой бизнес для иностранного капитала.
Дэвид Уоринг, глава энергетического направления Evercore в регионе EMEA, отметил, что сделка Aramco «вызвала настоящую волну интереса» со стороны других государственных нефтяных компаний и инфраструктурных фондов, стремящихся «получить свой кусок пирога».
Инфраструктура, связанная с ископаемым топливом, стала более привлекательной для частных инвесторов на фоне растущих ожиданий, что «зеленый» энергетический переход займет больше времени, чем предполагалось ранее. Трубопроводы и другие активы энергетических компаний, которые генерируют стабильный доход за счет долгосрочных контрактов, привлекают фонды, поддерживаемые страховыми компаниями. Эти фонды стремятся разместить крупные объемы капитала и обеспечить надежную прибыль.
«У них есть деньги от страховых компаний, которые являются долгосрочными и дешевыми, — говорит руководитель отдела по сделкам в одной из нефтяных компаний. — Они просто становятся посредниками и забирают свои 2-3%».
Международные компании выбирают осторожный подход
В отличие от государственных компаний, крупные международные нефтяные гиганты (IOCs) действуют более осторожно. Тем не менее, и они начали заключать сделки, пытаясь найти баланс между планами роста и требованиями акционеров о строгом контроле над балансом, а также фокусе на дивидендах и выкупе акций.
В этом году Shell продала свою долю в американском трубопроводе Colonial компании Brookfield в сделке, которая оценила актив в $9 млрд, а BP продала долю в Трансанатолийском газопроводе компании Apollo за $1 млрд.
Уоринг предполагает, что приток денег от инфраструктурных фондов в государственные нефтяные компании вызовет ответную реакцию со стороны международных гигантов, которые часто полагались на более традиционные источники финансирования.
«Могут ли международные нефтяные компании позволить себе работать в тех рамках, которые навязывает фондовый рынок, не рассматривая более инновационные решения?» — задается он вопросом.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
