По данным Platts со ссылкой на несколько источников в страховых компаниях и службах безопасности, ставки морского страхования для транзитных судов через Красное море существенно снизились, а для транзитных судов через Черное море выросли, что подчеркивает меняющуюся динамику безопасности в регионах.
После очередного прекращения огня между Израилем и ХАМАС в начале октября базирующиеся в Йемене хуситы прекратили нападения на торговые суда в Красном море и прилегающих водах и освободили 11 членов экипажа и сотрудников службы безопасности с судна Eternity C, удерживаемого группировкой боевиков почти пять месяцев.
По словам консультанта по безопасности Эмбри, деэскалация ситуации свидетельствует о том, что эксплуатационные риски для судоходных компаний, не имеющих контактов с Израилем, стали «приемлемыми» на этом водном пути, а также о том, что хуситы, «вероятно», также приостановили нападения на суда, связанные с Израилем.
По словам Маркуса Бейкера, руководителя отдела морских перевозок в брокерской компании Marsh, дополнительная премия за военный риск (AWRP) для судна, проходящего через Красное море, сейчас находится на самом низком уровне с ноября 2023 года. Тогда прошел месяц с начала войны в Газе.
«Мы рассматриваем это [прекращение огня] не как возвращение к нормальной обстановке в Красном море, а как временную паузу в конфликте, который все еще может вспыхнуть снова», — заявил Манро Андерсон, руководитель операций в компании Vessel Protect, специализирующейся на рисках морских войн и страховании, входящей в состав Pen Underwriting.
В спотовых фрахтовых сделках AWRP обычно оплачиваются фрахтователем. Некоторые источники сообщают, что всё больше фрахтователей запрашивают транзит через Красное море на фоне снижения стоимости страхования. Однако судовладельцы требуют премии за транзитные риски.
4 декабря агентство Platts оценило ставку Long Range 1 для транспортировки 65 000 метрических тонн чистых нефтепродуктов из Арабского залива в Великобританию в 52,31 долл. США/мт через Красное море и в 50,77 долл. США/мт через мыс Доброй Надежды, более длинный маршрут с более высоким расходом.
«Этот регион [Красного моря] очень нестабилен, и атаки могут произойти в любой момент, независимо от того, что хуситы говорят в СМИ», — сказал Кори Рэнселм, генеральный директор консалтинговой компании по безопасности Dryad Global.
По данным МВФ PortWatch, среднесуточное количество судов, проходящих через Баб-эль-Мандебский пролив, за неделю, закончившуюся 30 ноября, составило 37, что больше, чем 34 годом ранее, но меньше обычного уровня в 70 до войны в Газе.
«Управляющие отдельными судами должны самостоятельно установить критерии, которым необходимо соответствовать, чтобы сделать вывод о безопасности возобновления плавания в Красном море», — заявил Якоб Ларсен, директор по безопасности судоходной группы BIMCO. «Состояние прекращения огня в секторе Газа остаётся хрупким, и ситуация с безопасностью может измениться в любой момент».
