В первой половине 2025 года лизинговая отрасль фактически попала в «идеальный шторм»: спад почти во всех сегментах (в основных – кратное снижение), ухудшение финансового состояния лизингополучателей, проблемы с реализацией предметов лизинга).
Ключевые факторы – не только жесткая ДКП и санкционные ограничения, но и просадка спроса МСП из-за сворачивания инвестиционной активности (это видно и по динамике индексов деловой активности бизнеса, которые к середине года вышли на минимум за 3 года. Объем нового бизнеса в натуральном выражении резко упал. Наблюдается тенденция вытеснения с рынка небольших лизингополучателей; если в первом полугодии 2024 года на один договор приходилось 1.2 предмета лизинга, то в аналогичном периоде 2025 года это число возросло до 1.31. Спад активности в отрасли обусловлен корректировкой инвестиционных планов компаний, снижением интереса к автолизингу из-за увеличения утилизационного сбора и высокой активности в конце 2024 года, а также сохраняющимся невысоким доверием к китайской технике.
Подобное сокращение активности в лизинговой отрасли является беспрецедентным с 2017 года. В отличие от кризиса во время пандемии, когда рынок в натуральном выражении даже вырос, текущая ситуация характеризуется именно глубоким падением. Тем не менее, фундаментальные факторы в отрасли остаются стабильными, что позволяет рассчитывать на восстановление в следующем году.
Недавно НРА незначительно повысило прогноз по рынку лизинга на 2025 год до 420-440 тыс. единиц нового бизнеса, ожидая сокращения нового бизнеса на уровне 32% (около 2.7 трлн. рублей, -20%). Рост лизингового портфеля замедлится до 12% (около 15 трлн. рублей).
Шансы есть, что рынок выйдет на траекторию роста. Сейчас он находится под давлением мощных факторов. Во-первых, дорогих денег. Во-вторых, сложности с поставками оборудования, потому что многие западные производители уходят, логистика и цепочки длиннее, сложнее, дороже. На новое оборудование и технику цены растут, снижается спрос со стороны малого и среднего бизнеса, потому что это основной клиент лизинга в условиях высоких ставок, и повышаются регуляторные требования. Но тот же Базель-3 ужесточает требования к капиталу и риск-менеджменту банков. Почему шансы на рост к 2026 году высоки? Потому что, во-первых, имеет место пока тренд на снижение ключевой ставки. Это самый важный драйвер. Второе – это адаптация импортозамещения, цепочки поставок из дружественных стран Китая, Турции, Индии, видимо, будут отлаживаться, и отечественные производители техники и оборудования будут постепенно наращивать свои мощности. Господдержка стимулирует спрос через программу льготного лизинга и частично компенсирует высокие ставки. Ну и плюс накопившийся спрос, потому что к следующему году парк техники и оборудования многих бизнесов может быть физически и морально устаревшим. И этот спрос будет выплескиваться на рынок. – рассуждает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев. – По поводу рисков. Геополитика может затронуть цепочку поставок. Сырьевая конъюнктура в виде падения цен на нефть и газ тоже может ударить по бюджету и курсу рубля. Это вынудит ЦБ дольше держать высокую ставку. Инфляция может оказаться более устойчивой, чем ожидается. Ну и сама экономика может адаптироваться довольно медленно. Производители не моментально будут удовлетворять спрос по качеству и количеству. А альтернативных импортных поставок может быть недостаточно. Вот это основные риски. Хотя вероятность выхода лизингового рынка на траекторию роста достаточно высокая.
Прогноз на 2026 год предполагает 460-480 тыс. единиц нового бизнеса и объем в денежном выражении около 3,2 трлн. рублей (рост на 18%). В 2025 году доля малого бизнеса в структуре нового бизнеса снизится до 48-50%, в то время как доля крупного бизнеса вырастет почти до 40%. Эксперт РА придерживается более консервативной версии прогноза, менее оптимистичен в прогнозе по объемам нового бизнеса и по динамике клиентской базы, но также считает, что концентрация на крупных чеках будет расти. На фоне всех этих трендов резко ухудшается качество портфелей лизинговых компаний, и особенно в сегменте автолизинга, а также в некоторых специфических нишевых сегментах. А вот средний эшелон лизинговых компаний, в основном работающих с оборудованием и техникой для клиентов среднего бизнеса, ухудшения чувствует не так явно. В этом году не было повышений кредитных рейтингов лизинговых компаний, кроме одного (о нем ниже), что в принципе объяснимо как раз вышеописанной динамикой и негативными в основном изменениями рыночной конъюнктуры. Было несколько снижений рейтингов (Контрол лизинг, Техно лизинг, ЛК Роделен и МК Лизинг).
При этом лизинг остается одним из ключевых секторов на публичном рынке долга: достаточно много лизинговых компаний продолжают обслуживать облигационные выпуски и даже в этом году выходили с новыми. Воспользоваться новым циклом восстановления рынка смогут, прежде всего, компании специализирующиеся на различном оборудовании и не «моторных» сегментах. Наилучшие перспективы в ближайшее время – у компаний с диверсифицированным портфелем, в основном не автолизинга, где сейчас лучше и ситуация с ликвидностью предметов лизинга, но главное – не растет драматически объем изъятых предметов. Хороший пример – лизинговая компания «АРЕНЗА-ПРО». Я бы вообще здесь отметил бы наилучшую, просто образцовую динамику финпоказателей в этом году у этой компании. За 9 месяцев 2025 года: выручка +38% к аналогичному периоду прошлого года; EBITDA 394 млн (+33%), чистая прибыль 144 млн (+32%). Очень хорошая реализация изъятого оборудования (для нынешнего рынка – нехарактерно), долг к капиталу – 2,4 (сильно ниже среднего по сегменту). В этом году рейтинг уже был повышен, но вполне вероятно, что будет и еще одно повышение.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
