
👍 В ноябре Минфину удалось сбалансировать дефицит федерального бюджета, месячные объёмы которого были минимальными в текущем году (около 60 млрд. руб.). С начала года он составил 4,2 трлн рублей.
👍 Тем не менее, нужно учитывать, что ноябрьские оценки предварительные и могут быть скорректированы. Так, в октябре Минфин заявлял о дефиците около 400 млрд, но сейчас, за счет пересмотра расходов в сторону увеличения, скорректировал оценку дефицита в прошлом месяце до 700 млрд.
👍 Отметим, что статистика указывает на некоторые трудности с консолидацией бюджетных расходов. Несмотря на то что два месяца подряд, в октябре и ноябре, расходы показывают отрицательную динамику (-4% г/г и -1% г/г, соответственно), по нашим оценкам, такого скромного сокращения недостаточно для уверенности в выполнении бюджетного плана. В декабре необходимо снижение расходов на 25% г/г, что представляется достаточно сложным.
👍 Доходная часть бюджета в целом выполняется неплохо и даже с некоторым опережением наших оценок. Так, по ненефтегазовым доходам ожидается выполнение плана - рост в районе 11% г/г по итогам года. Нефтегазовые доходы сократятся за год примерно на 25%, на фоне крепкого рубля, низких цен на нефть и внешних ограничений.
Наше мнение:
Опасения Банка России в проинфляционности бюджетной политики, вероятно, продолжат укрепляться, как минимум с точки зрения краткосрочных перспектив. Это может ограничить склонность регулятора к динамичному снижению ставки. Тем не менее, вопрос о паузе в смягчении ДКП не стоит, особенно с учетом опережающего прогнозы снижения фактической инфляции, а также рисков переохлаждения экономики.
Также в свете представленной статистики остается дискуссионным вопрос о соизмеримости стоимости текущей политики «мягкой» посадки и ее эффектов на экономику страны. В 2024 году ещё удавалось наращивать расходы (на 24%), проводить стимулирующую бюджетную политику и при этом ограничивать рост дефицита бюджета за счет отдачи от экономического роста. Сейчас бюджетный импульс сильно ограничен: рост расходов федерального бюджета отстает от инфляции (около 7,5% г/г при средней инфляции в 8,7%). При этом экономика России прекратила наращивать потенциал и сохраняется значимый риск ее переохлаждения, а дефицит бюджета с середины 2025 года существенно растет, провоцируя усиление экономии.
Такой подход может ограничить возможность возврата экономики к сбалансированному росту к концу 2026 года. Стоит задуматься, необходимо ли жесткое выполнение плана по расходам при сохранении рисков чрезмерного замедления экономики. Ведь выраженная бюджетная экономия может усилить риски переохлаждения.
https://www.psbank.ru/Informer
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
