Текущий 2025 год для многих металлов, особенно для золота и серебра, стал периодом стремительного роста цен и повышенного интереса к ним со стороны инвесторов. Причинами тому стала геополитическая неопределенность, падение доходности долларовых активов, снижение ключевых ставок, а также активная скупка драгметаллов мировыми центральными банками.
Стоимость металлов в течение года не раз обновляла исторические максимумы, однако российские инвесторы сталкиваются с парадоксальной ситуацией: вопреки позитивному фону на сырьевом рынке, котировки акций металлургических компаний России демонстрируют снижение. Несмотря на очевидные экономические преимущества отрасли в условиях высоких мировых цен, такая динамика вызывает ряд вопросов.
Почему акции российских металлургов не реагируют на рост металлов? В чем причины? Что способно помочь представителям сектора? Какое будущее у их акций? Как инвесторам использовать ралли на рынке металлов? Во что инвестировать? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.
Заветные рекорды
Классические «защитные» активы (золото и серебро), которые инвесторы используют для хеджирования рисков в период высокой инфляции и геополитической неопределенности, стали любимчиками на сырьевом рынке в 2025 году. Стоимость серебра с начала года выросла более чем вдвое, и сегодня цена металла уже превысила отметку в $61 за унцию, обновив рекордное значение. Между тем цена золота установила исторический максимум в октябре, вплотную приблизившись к отметке в $4400, после чего немного отступила.
Активно дорожает и медь. Ввиду растущих опасений по поводу глобального дефицита поставок в понедельник, 8 декабря, котировки трехмесячных фьючерсов на медь на Лондонской бирже металлов достигли пика в $11 749 за тонну.
Исторические максимумы в минувшем месяце установили также цены на алюминий. Так, на фоне резкого сокращения запасов алюминия в США ввиду пошлин, призванных укрепить и оживить промышленную базу страны, стоимость алюминия в ноябре поднялась до многолетних максимумов, оказавшись на уровне $4816 за тонну.
Выросли в цене и другие благородные металлы. Платина, к примеру, обогнала золото по темпам роста цен в текущем году, привлекая инвесторов как «металл будущего», связанный с водородной энергетикой и экологией. Вслед за платиной подтягивается и палладий.
По оценкам Всемирного совета по золоту, стоимость желтого металла может перевалить через отметку в $5 000 за тройскую унцию в 2026 году. При этом в наиболее оптимистичном варианте WGC видит возможность удорожания золота на 30% с текущих уровней (т.е. примерно до отметок в $5400-$5500 за тройскую унцию). О всех возможных сценариях можно более подробно почитать в этом материале.
В целом большинство аналитиков полагает, что рост цен на золото продолжится в будущем году. Хорошие перспективы эксперты видят и для серебра, которое превратилось из забытого актива в один из самых привлекательных металлов для инвестиций. Как отмечает Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, сейчас рынок живет на стыке промышленного спроса и защитных стратегий. «Серебро уже показало, что способно выходить за пределы привычных ценовых рамок», - подчеркивает эксперт.
Между тем ведущий аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин отмечает, что при сохранении текущих трендов возможен устойчивый дефицит серебра в ближайшие 1–3 года и, как следствие, поддержка цен. С мнением эксперта о причинах текущего удорожания серебра и перспективах металла можно более подробно ознакомиться здесь.
Обновленные прогнозы по стоимости ряда металлов на ближайшие годы представило недавно международное агентство Fitch Ratings. Так, эксперты полагают, что средняя стоимость золота в 2026 году составит $3,4 тыс., тогда как ранее прогнозировалось $2,7 тыс. При этом прогноз по меди на будущий год был увеличен до $9,5 тыс. за тонну с прежних $9 тыс. Что касается алюминия, то, по оценкам агентства, его средняя цена окажется на уровне $2,55 тыс. за тонну.
Причины аномалий в акциях
В последние месяцы мы действительно видим оживление во многих цветных металлах, помимо золота и серебра. Так, стоимость меди на данный момент находится на исторических максимумах, а алюминий, палладий и платина оттолкнулись от предыдущих минимумов, сформировав устойчивый восходящий тренд, заявляет Василий Данилов, ведущий аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал».
При этом, как отмечает эксперт, металлурги страдают сейчас от сильно укрепившегося курса рубля, приводящего к росту долларовой себестоимости тонны продукции, что, в свою очередь, давит на рентабельность экспорта и снижает конкурентоспособность российских металлов на мировом рынке. «Вполне вероятно, что именно валютным фактором во многом и объясняется отсутствие видимой реакции котировок российских компаний на зарождающуюся тенденцию к росту металлов», - подчеркивает он.
В то же время, по мнению Владимира Чернова, причина заключается в том, что рост мировых цен почти не превращается для российских компаний в живые деньги. «Санкции сузили экспорт, ввели прямые запреты на поставки стали и алюминия в развитые страны, добавили риск вторичных санкций для покупателей. Компании продают с дисконтом к мировым ценам и несут дополнительные логистические расходы. Внутри страны спрос ограничен высокой ставкой ЦБ, кредиты для строительства и промышленности дорогие, инвестиционные проекты откладываются. На это накладываются налоги, пошлины и риск разовых изъятий сверхприбыли, которые уже несколько раз ломали дивидендные и инвестиционные истории. В результате инвестор видит рост котировок меди и алюминия, но не видит устойчивого роста свободного денежного потока и поэтому не спешит поднимать оценки акций», - заметил Чернов, отвечая на вопросы Finam.ru.
Что поможет российским металлургам?
По словам Чернова, сектору нужна не столько новая поддержка, сколько понятные и стабильные правила игры. На его взгляд, поможет, к примеру, заморозка или смягчение налоговой нагрузки, отказ от разовых изъятий и предсказуемый механизм экспортных пошлин. Кроме того, существенный плюс даст снижение ключевой ставки, если ЦБ ускорит темпы цикла мягкого удешевления денег, что оживит строительство, девелопмент, машиностроение и внутренний спрос на металл. По словам эксперта, важна и перестройка географии продаж, а также закрепление на рынках Азии, Ближнего Востока, Африки с долгосрочными контрактами в юанях и дирхамах, что способно постепенно сократить санкционный дисконт. «Для алюминия и цветных металлов критичны доступное сырье и дешевая электроэнергия, поэтому успешная реализация новых проектов за рубежом и внутри страны со сниженной себестоимостью тоже станет фактором восстановления маржи», - добавил эксперт.
Перспективы акций сектора
Василий Данилов из ИК «ВЕЛЕС Капитал» считает, что если ориентироваться на сценарий, при котором мировые цены на ключевые металлы в 2026 г. продолжат рост, а рубль со временем ослабнет, то наиболее перспективно будут выглядеть бумаги «Норникеля» и «РУСАЛа».
Владимир Чернов при этом подчеркивает, что формально мультипликаторы уже низкие, во многих бумагах заложен крупный дисконт к мировым аналогам и к собственным докризисным уровням, однако этот дисконт отражает не эмоции, а реальные санкционные, регуляторные и политические риски. «В базовом сценарии при мягком снижении ставки и без новых жестких санкций сектор способен дать инвестору умеренный прирост котировок плюс дивиденды, то есть двузначную доходность в рублях на горизонте года, но без повторения динамики самой меди. Оптимистичный сценарий связан с геополитической разрядкой и частичным снятием ограничений, что откроет пространство для сжатия дисконта и более быстрого роста. В негативном сценарии новые ограничения на экспорт и новые налоги закрепят акции в роли «дешевых навсегда» с хорошей дивидендной доходностью, но слабым потенциалом переоценки», - полагает эксперт.
Как инвесторам использовать ралли на рынке металлов?
Ралли в металлах логично использовать через те инструменты, которые максимально привязаны к самим котировкам, а не к локальным ограничениям российского рынка. Такого мнения придерживается Владимир Чернов. По его мнению, там, где это доступно, это могут быть акции глобальных горнодобывающих компаний с высокой долей меди и алюминия в выручке или крупные диверсифицированные холдинги. Кроме того, частичную экспозицию дают фонды на базовые металлы и специализированные фонды на медь, которые копируют динамику фьючерсов. «Важно помнить, что часть будущего спроса уже заложена в цене, поэтому стратегия «купить на максимумах и забыть» рискованна, рациональнее заходить поэтапно, использовать коррекции и заранее определять уровни, на которых инвестор готов сокращать позицию при откате», - предупреждает он.
Если же говорить о российском рынке, то, по словам Чернова, металлурги сейчас больше выглядят как истории про дивидендный доход и возможный бонус в виде переоценки, а не как чистая ставка на ралли меди и алюминия. «Бумаги черной металлургии разумно рассматривать, как часть портфеля value с расчетом на дивиденды и постепенное восстановление, а не как агрессивный ростовой сегмент. Для игры именно в рост металлов логичнее использовать иностранные эмитенты и фонды там, где регуляторно есть доступ. Внутри России идеальная тактика для консервативного инвестора сбалансировать портфель между дивидендными металлургами, другими секторами, выигрывающими от снижения ставки и бюджетных расходов, и осторожной долей инструментов, завязанных на глобальный сырьевой цикл через иностранную инфраструктуру, если она доступна», - заключил Чернов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
