Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Что будет с авторынком в России. 5 вопросов об утильсборе » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Что будет с авторынком в России. 5 вопросов об утильсборе

Сегодня, 19:52 БКС Экспресс

Утилизационный сбор знаком всем автомобилистам — этот налог влияет на стоимость машин, поскольку является обязательной составляющей цены ввозимых в Россию и производимых в стране автомобилей. Какие основные моменты нужно знать об этом платеже и как новые правила, введенные в 2025 г., повлияют на рынок?

Что такое утильсбор?
Утильсбор — это платеж за утилизацию автомобиля, который совершается при ввозе транспортного средства в Россию либо при его производстве на территории РФ, а также при покупке авто у собственника, который ранее не платил такой сбор.

При этом транспортное средство нельзя поставить на учет без уплаты утильсбора.

Сбор был введен в 2012 г., его целью являются обеспечение экологической безопасности и поддержка отечественного производства.

Утильсбор действует преимущественно в автомобильной отрасли — на легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и автобусы. Также он применяется к другой импортной технике и оборудованию, требующим экологичной утилизации.

Кто его платит?
Утилизационный сбор платит производитель, если автомобили сделаны в РФ. Если речь идет о ввозимом в страну транспорте, то оплату производит лицо или компания, которая его ввозит. В данном случае сбор взимается при таможенном оформлении.

Если ранее за транспортное средство сбор не платили, то это должен сделать покупатель или текущий собственник автомобиля.

В каких случаях не нужно платить утильсбор?
Сбор не платят за ретроавтомобили — речь идет о транспортных средствах старше 30 лет и признанных раритетом. Кроме того, утильсбор не взимается за машины диппредставительств, автомобили, принадлежащие беженцам, вынужденным переселенцам или лицам, участвующим в программе по добровольному переселению в РФ.

Также сбор не нужно платить за машины не старше 3 лет в свободной таможенной зоне Калининградской области при условии, что они не задействованы в международных перевозках.

Кроме того, сбор не предусмотрен за временно ввозимые автомобили.

Как он влияет на цену конечного продукта?
Хотя в большинстве случаев сбор платят производители или импортеры, его сумма включается в себестоимость продукции и повышает розничные цены, особенно заметно это на импортных транспортных средствах — для них не действуют льготные тарифы, как для отечественных, а также на мощных автомобилях — чем они мощнее, тем больше утильсбор. Рост утилизационного сбора ежегодно увеличивает конечную стоимость автомобиля для покупателя.

Что будет с автомобильным рынком в связи с нововведениями по утильсбору?
С декабря 2025 г. в России ужесточились правила расчета утильсбора.

Чтобы рассчитать его величину, нужно базовую ставку умножить на специальный коэффициент. Базовая ставка для легковых авто составляет 20 тыс. руб., для грузовиков — 150 тыс. руб., для спецтехники — 172,5 тыс. руб.

Коэффициентов при этом очень много, ранее они зависели от трех параметров: возраста транспортного средства, объема двигателя и цели ввоза автомобиля. С 1 декабря в этот список добавили мощность двигателя.

Кроме того, ранее для граждан действовали льготные коэффициенты: 3,4 тыс. руб. за новый автомобиль и 5,2 тыс. руб. — за подержанный. Также существовала возможность ввезти одно транспортное средство в год для личного пользования по сниженной ставке. Теперь это правило не действует, если мощность автомобиля превышает 160 л.с. Для таких машин будет применяться коммерческая ставка, которая в десятки и сотни раз выше.

«Вилка в 160 л.с. сделана, разумеется, сознательно. Почему? Потому что во всем мире, в частности в Китае, автомобилей, которые бы имели отдачу ниже этой планки, практически не осталось. Даже если мы посмотрим на компактные кроссоверы из КНР, то у них 170–180 и больше лошадиных сил. Примеры приводить не буду, думаю, что они всем понятны. И понятно, что в этой нише "до 160-ти" практически ничего нет и привезти практически ничего невозможно», — прокомментировал нововведение независимый автоэксперт Алексей Кованов.

Нововведение направлено на борьбу с «серым» импортом, поддержку российского автопрома и снижение доли мощных иномарок на российском рынке. Структура рынка, таким образом, изменится.

Для покупателей реформа обернется повышением цен на подержанные иномарки. Ввоз мощных автомобилей, возраст которых составляет от 3 до 5 лет, станет невыгодным, так как их итоговая стоимость превысит ценники на новые автомобили, официально продаваемые в России.

Кроме того, подержанные авто, которые уже находятся на территории РФ, подорожают из-за сокращения предложения — новый закон фактически закрывает возможность ввоза популярных европейских, японских и корейских моделей по льготным ставкам.

Эксперты прогнозируют, что покупатели начнут чаще делать выбор в пользу малолитражных авто или российских транспортных средств. Кроме того, высокие цены заставят потребителей чаще брать кредиты или оформлять рассрочки.