Фактический объем производства никеля в стране отстает от утвержденных квот, что создает иллюзию избытка предложения.
Политика Индонезии в отношении квот на добычу никеля позволяет стране извлекать выгоду из волатильности рынка, но ее развитие также привело к некоторой рыночной неопределенности, отмечают эксперты.
19 декабря министр энергетики и минеральных ресурсов Индонезии Бахлил Лахадалия подтвердил планы по сокращению добычи никеля в 2026 году в целях поддержания цен и государственных доходов, а также борьбы с экологически вредными операциями. Это произошло после повышения роялти в апреле, когда цена закрытия трехмесячного фьючерсного контракта на никель на Лондонской бирже металлов упала до почти пятилетнего минимума в 14 084 доллара за метрическую тонну.
прогноз производства никеля, ранжированный по странам
Согласно данным S&P Global, Индонезия увеличила свою долю рынка с 31,5% в 2020 году (когда был введен запрет на экспорт никеля, что стимулировало инвестиции в переработку), до 60,2% в 2024 году благодаря инвестициям, финансируемым Китаем, которые вынудили значительную часть мирового рынка прекратить поставки.
прогноз изменения доли Индонезии в мировом производстве никеля.
Хотя Лахадалия не уточнил целевые показатели сокращения добычи, по состоянию на 8 декабря ожидалось, что Индонезия продолжит наращивать свою долю на рынке с 59,9% в 2025 году до 74,1% к 2035 году, к тому времени, согласно прогнозам аналитиков S&P Global, цена никеля достигнет 17 600 долларов за тонну.
фактические объемы производства никеля по странам за последние 5 лет.
Решение Индонезии сократить добычу может ослабить глобальный избыток предложения и поддержать цены. S&P Global Energy CERA прогнозирует, что рынок перейдет в дефицит в 2032 году.
Этот прогноз появился незадолго до объявления Лахадалией о сокращении добычи в 2026 году, которое будет осуществляться за счет квот на добычу, известных как RKAB. Правительство первоначально ввело трехлетние квоты на добычу никеля в рамках программы RKAB в 2023 году, чтобы сократить бюрократические задержки и предотвратить истощение внутренних запасов никеля.
как менялась доля Индонезии в мировом производстве никеля за последние 5 лет.
Эта политика была отменена 3 октября в рамках более широкой стратегии по решению проблем, связанных с колебаниями цен, избытком предложения и пробелами в регулировании отечественной рудной и угольной промышленности, сообщила в электронном письме Джоенель Донато, аналитик по никелю из CERA.
«Это изменение позиции позволяет правительству увеличить доходы за счет регулирования производства, чтобы извлечь выгоду из волатильности рынка никеля», — сказал Донато.
Согласно новой системе, введенной в октябре, компании теперь должны повторно подавать заявки на ранее выданные квоты на 2026 и 2027 годы, а также выделять средства на рекультивацию шахт после прекращения добычи полезных ископаемых. Это направлено на повышение уровня соблюдения требований после приостановления действия 190 разрешений в сентябре 2025 года за невыполнение обязательств по рекультивации или добыче, заявил Донато.
«Хотя трехгодичная квота RKAB более удобна для горнодобывающих компаний, работающих по долгосрочным лицензиям, годичная квота RKAB позволит правительству регулировать производство, чтобы извлечь выгоду из рыночных условий по никелю, что потенциально может увеличить государственные доходы», — сказал Донато.
Завышенное восприятие
Система RKAB, введенная в 2023 году, также породила ошибочные представления о избытке предложения на рынке.
«Политика квотирования в горнодобывающей промышленности создала для производителей возможность получать квоты, превышающие их фактические производственные мощности, чтобы они могли предвидеть будущие изменения в законодательстве и/или колебания цен», — сказал Донато.
«Это способствовало завышенному представлению рынка о предложении по сравнению с фактическим объемом производства».
В своем заявлении от 1 декабря Промышленно-коммерческий банк Китая (ICBC) также отметил, что политика RKAB 2023 года «создала нежелательные стимулы для спекулятивного накопления квот, а не для расширения производственных мощностей».
«Вместо того чтобы запрашивать квоты, соответствующие краткосрочным планам добычи, компании представили агрессивные многолетние квоты, предназначенные для стратегических резервов, создав то, что отраслевые наблюдатели теперь называют «зомби-квотами», — заявила ICBC.
ICBC также заявила: «Индонезийские квоты на производство значительно превышают фактический объем производства, создавая „бумажный излишек“, который мало похож на реалии физического рынка».
«Основной причиной предполагаемого избытка никеля является колоссальное несоответствие в Индонезии, крупнейшей стране-производителе никеля, между утвержденными производственными мощностями и фактическими объемами производства. Это различие имеет решающее значение и часто упускается из виду участниками рынка, которые полагаются на общие данные о квотах», — заявили в ICBC.
Предложение превышает спрос в Китае
Несмотря на распространяющиеся сообщения о том, что Индонезия не в полной мере использовала квоты на добычу, поскольку фактическое производство ниже утвержденного уровня, текущие фактические поставки первичного никеля в Индонезию по-прежнему превышают спрос, заявил Донато.
Как заявил Донато, стремление Индонезии к расширению мощностей было направлено на удовлетворение растущего спроса на электромобили, в частности, за счет развития большего количества предприятий по переработке отходов.
Это происходит несмотря на растущую популярность литий-железо-фосфатных (LFP) батарей как экономически выгодной альтернативы.
«Поскольку литий-железо-фосфатные батареи (LFP) более широко используются в Китае в производстве электромобилей с возможностью подзарядки от сети, никельсодержащие батареи применяются в моделях электромобилей, требующих более высокой плотности энергии. В результате предложение первичного никеля в Индонезии превышает спрос на него в Китае, который является крупнейшим импортером первичного никеля из Индонезии, что в конце концов приводит к избытку предложения», — сказал Донато.
По словам Донато, накопление запасов на Лондонской бирже металлов (LME) также способствовало избытку предложения, поскольку запасы никеля на LME в квартале, завершившемся 31 декабря, превысили 250 000 тонн.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам S&P Global.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
