Какие силы продолжат формировать мировую экономику в 2026 году? Почему искусственный интеллект снова в центре внимания инвесторов? Ожидать ли перемирия в торговой войне США и Китая? Каковы перспективы роста в Китае и Европе? Смогут ли центральные банки и правительства удержать баланс между стимулированием и устойчивостью финансов? Главный экономист Capital Economics Нил ШИринг подробно рассматривает пять главных тем, которые определят экономическую повестку следующего года.
Прошедший год подчеркнул, насколько влиятельными стали несколько макроэкономических и рыночных факторов — от бума инвестиций в искусственный интеллект до сохраняющейся напряженности между США и Китаем и нарастающих фискальных рисков. Эти темы продолжат определять перспективы на 2026 год. Но не все переходит из года в год. Некоторые нарративы, которые казались важными в 2025-м, уже уходят на второй план. В этом прогнозе изложены темы, которые действительно будут иметь значение в 2026 году, когда мировая экономика вступает в очередной сложный период.
1. Экономические выгоды от ИИ продолжат накапливаться — и рыночный пузырь будет раздуваться
2026 год принесет новые доказательства преобразующего потенциала искусственного интеллекта, но экономические выгоды будут распределяться неравномерно. Рост за счет ИИ в следующем году будет сосредоточен в США и в основном обусловлен всплеском капиталовложений для создания инфраструктуры ИИ. В США производительность начинает демонстрировать признаки улучшения, но краткосрочный рост зависит в большей степени от инвестиций, чем от всеобщего повышения производительности. ИИ уже поддерживает экономику США: по оценкам Capital Economics, он добавил около 0,5 процентного пункта к росту ВВП в первой половине этого года. Мы ожидаем, что это сохранится и в 2026-м, что лежит в основе нашего прогноза роста экономики США на 2,5% в следующем году, что выше консенсуса.
Однако за пределами США картина менее обнадеживающая. Внедрение ИИ и связанные с этим инвестиции идут медленнее, и нет признаков того, что этот разрыв скоро сократится. Это одна из причин, по которой мы ожидаем дальнейшего отставания Европы. Наши прогнозы по ВВП для Великобритании и еврозоны ниже консенсусных, соответственно 1,2% и 1,0%.
Оптимизм вокруг ИИ стал ключевой причиной еще одного успешного года для фондовых рынков в 2025-м. Нет сомнений, что оценки акций, особенно в США, высоки. Но они пока не так раздуты, как во время последнего «технологического пузыря» конца 1990-х, а рост прибыли должен оставаться стабильным. Таким образом, мы считаем, что акции могут продолжать расти: мы прогнозируем, что S&P 500 достигнет 8 000 к концу 2026 года.
2. Китай останется в состоянии низкого роста и дефляции
Хотя Европа отстает от США в развитии и внедрении ИИ, 2025 год стал для Китая временем, когда он сократил разрыв с Америкой в ключевых областях ИИ. Однако, несмотря на технологические успехи, экономика Китая по-прежнему сдерживается глубокими структурными проблемами. В основе этой проблемы — модель роста, отдающая приоритет предложению, а не спросу, что приводит к хроническому избытку мощностей и слабым потребительским расходам. Политики обещают решить эту проблему, но дисбаланс останется определяющей чертой экономики Китая в 2026 году.
Пока что кампания против сокращения производственных мощностей, похоже, не предусматривает практических шагов по их снижению. Одним из признаков недостаточной решимости является то, что власти, похоже, не рассматривают стимулирование, которое потребовалось бы в случае массовых закрытий заводов и потери рабочих мест. И хотя фискальная политика останется стимулирующей, это не даст значительного роста внутреннего спроса. В следующем пятилетнем плане, который должен быть опубликован в марте, скорее всего, будет цель увеличить долю потребления домохозяйств в ВВП, но серьезного разворота политики не предвидится: первые признаки указывают, что основными приоритетами останутся наращивание промышленной самодостаточности и развитие передовых технологий.
В итоге экономический рост, скорее всего, останется слабее ожиданий. Наш индикатор активности в Китае показывает, что экономика сейчас растет примерно на 3% в год, и мы ожидаем похожих темпов в 2026-м. При этом дисбаланс между предложением и спросом, вероятно, приведет к расширению торгового профицита и будет сохранять сильное дефляционное давление. Это сочетание слабого роста и постоянной дефляции будет удерживать доходности гособлигаций под давлением. Доходность 10-летних облигаций Китая впервые упала ниже японских в этом году, и мы ожидаем, что разрыв увеличится в 2026-м.
3. Торговая война не закончилась
Сделка между Си и Трампом в конце октября — и ряд соглашений между США и другими торговыми партнерами во второй половине года — не положили конец торговой войне. В 2026 году мировые торговые потоки будут подстраиваться под тарифы США, а экономический раскол США и Китая продолжит развиваться непредсказуемыми путями.
Хотя соглашение сняло немедленную угрозу эскалации тарифов, оно мало что сделало для решения фундаментальных противоречий между США и Китаем. Крайне важно, что пункт о годичном истечении срока действия создает возможность возобновления конфликта в конце 2026 года. Более того, хотя Верховный суд теоретически может отменить часть режима пошлин администрации Трампа, возрастающая зависимость от тарифных поступлений говорит о том, что власти найдут способы сохранить барьеры. Ограничения на мировую торговлю, введенные в 2025 году, отменены не будут.
Параллельно усилится экономический разрыв между США и Китаем. Цепочки поставок критически важных товаров продолжат уходить из Китая, а пересмотр торгового соглашения США-Мексика-Канада (USMCA) может дать Вашингтону возможность ужесточить правила определения происхождения, усложнив китайским компаниям обход американских тарифов через Мексику. Потоки инвестиций и технологий тоже будут подвергаться большему контролю и, возможно, новым ограничениям.
Короче говоря, не ждите повторения фейерверка, сопровождавшего «День освобождения», но политические силы, меняющие мировую экономику, продолжат отдалять США и Китай — и формировать потоки торговли, капитала и технологий в течение всего 2026 года.
4. Центробанки продолжат смягчать политику, но Трамп не добьется существенного снижения ставок
В 2026 году большинство центральных банков продолжат смягчать денежно-кредитную политику, но темпы будут сильно различаться, и в ряде случаев наши прогнозы существенно расходятся с ожиданиями рынков.
В США сочетание устойчивой экономики и инфляции, которая, по нашим прогнозам, будет держаться около 3% по любимому индикатору ФРС (core PCE), приведет к тому, что снижения ставок будут медленнее, чем ожидают инвесторы. В 2026 году, по нашему мнению, будет только еще одно снижение. Это оставит ставку по федеральным фондам в диапазоне 3,25-3,50%, в то время как рынок ждет снижения ниже 3% в следующем году. Это может вызвать конфликт между ФРС и президентом Трампом, который настаивает на снижении стоимости заимствований. В базовом варианте мы не ожидаем, что смена руководства ФРС в мае подорвет ее независимость или приведет к радикальной смене курса, но риск остается.
В Европе ожидаем смягчения чуть более сильного, чем предполагают рынки. В еврозоне сочетание слабого роста и низкой инфляции позволит ЕЦБ снизить ставку по депозитам до примерно 1,5% (против 2% на рынке). В Великобритании мы прогнозируем, что инфляция снизится быстрее, чем ждут Банк Англии и рынки, и на фоне запланированного ужесточения фискальной политики это подтолкнет ЦБ снизить ставку до 3% к концу года (против ожидаемых рынком 3,5%).
В странах с формирующимися рынками, например в Бразилии, высокая реальная процентная ставка даст местному центробанку пространство для смягчения на фоне снижения инфляции. Мы ожидаем снижения ставки Selic до 11,25% к концу 2026 года, что ниже рыночных ожиданий.
Остается Япония — аутсайдер среди крупных экономик. Несмотря на то, что премьер-министр Санаэ Такаити выступала за мягкую денежную политику, сочетание напряженного рынка труда и дополнительной фискальной поддержки говорит о том, что Банк Японии, вероятно, повысит ставки снова в следующем году. Мы прогнозируем повышение ставки до 1,25%.
Если наши прогнозы верны, 2026 год будет лучше для доллара по отношению к евро и фунту, но иена может немного укрепиться к доллару.
5. Фискальные риски будут по-прежнему беспокоить рынки
Фискальные проблемы, которые в разные моменты этого года тревожили инвесторов, продолжат оказывать влияние на рынки в 2026 году. Широко признано, что публичные финансы ряда развитых экономик движутся по неустойчивому пути. Франция, США и в меньшей степени Великобритания имеют крупные бюджетные дефициты при уже высоком уровне долга. Фискальная позиция Италии несколько сильнее, но долговая нагрузка велика, а устойчивые темпы роста экономики остаются низкими. Во всех этих странах переход от эпохи ультранизких (а в ряде случаев — отрицательных) ставок к положительным реальным ставкам повысил стоимость обслуживания госдолга.
Ключевой вопрос: какой государственный долг является чрезмерным? На практике нет единого порога, после которого фискальный кризис неизбежен. Проблемы обычно возникают, когда экономический или политический шок заставляет инвесторов пересмотреть перспективы страны. Экономические потрясения нельзя исключать, но мы считаем, что политика скорее станет катализатором фискальных проблем в 2026 году. Признаки того, что правительства утрачивают стремление к фискальной дисциплине, готовятся смягчать политику или отстраняют уважаемых на рынке экспертов, могут встревожить инвесторов. Потенциальными триггерами могут стать растущие опасения по поводу исхода президентских выборов во Франции 2027 года, смена власти в Великобритании или сигнал о потере влияния таких фигур, как Скотт Бессент, в администрации Трампа.
В целом, мы предполагаем, что сочетание снижения ставок ЦБ и умеренного увеличения финансовых ограничений позволит рынкам гособлигаций оставаться относительно стабильными. Но резкие всплески продаж, вызванные фискальными опасениями — как в этом году во Франции, Великобритании и США — вероятно, повторятся и в 2026 году.
Хотя мы в Capital Economics ожидаем, что эти темы будут доминировать в 2026 году, целый ряд вторичных факторов также будет формировать ситуацию в развитых и развивающихся экономиках, секторах и на рынках. И мы продолжим следить за ситуацией.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
