9 апреля 2010 slon.ru
Занимая деньги за границей, Минфин дает карты в руки тем, кто хочет побольше потратить
Министр финансов в очень неудобном положении. Прошлым летом, когда все было плохо, Минфин, разумеется, был заинтересован в том, чтобы бюджет-2010 был максимально консервативным. То есть, минимально затратным. Тем более, что один раз российское правительство жестко обманулось с бюджетными проектировками – и, к несчастью, это было в 2009 г. Легко представить себе чувства российских чиновников, начинающих январь 2009 с бюджетом, сверстанным исходя из цены нефти в $90, когда она стоит примерно втрое меньше.
Чтобы не обмануться еще раз, к проектировкам доходов бюджета-2010 чиновники подошли очень осторожно. И сверстали его примерно на уровне бюджета-2009, предусмотрев при этом гигантские заимствования за границей – $17,8 млрд. Это было одним из аргументов для транспортников и прочих, кому не по душе сокращение инфраструктурных программ: смотрите, мы и так вон сколько должны занимать. Куда уж больше?
Теперь все гораздо лучше, чем прошлой весной. По сути, денег за границей государству российскому не надо. Или надо – но очень немного. Но совсем отказываться от займов Минфину тоже как-то неудобно. Инвестбанки наготове, роуд-шоу евробондов вот-вот начнется, командировочные выписаны. Занимать деньги и управлять долгом – такая же важная составная часть работы Минфина, как управлять бюджетом.
Это может сослужить для экономики плохую службу. Если бы госдолгом институционально занимался не Минфин, а какое-нибудь зависимое от него госагентство, Минфину было бы куда проще объяснить агентству: извини, брат, но пока занимать не надо, сами обойдемся. Самому себе же объяснять некоторые вещи всегда сложнее, чем остальным.
Доходы бюджета-2010, даже если нефть не будет дальше дорожать, превысят плановый уровень как минимум на 1,2–1,3 трлн руб., доказывал вчера на конференции в Высшей школе экономики Евгений Гавриленков из «Тройки Диалог». Значит, дефицит составит порядка 1,6 трлн руб. Он будет примерно равен нынешнему объему резервного фонда (1,55 трлн). Это – в худшем случае. Доходы вполне могут быть повыше, а потратить можно и поменьше. Об этом Минфину точно известно. Пока в целях антикризисной экономии даже закупку золотых кроватей для МВД никто не отменял. Не говоря уже о том, что Минфин без проблем может занять и внутри страны больше запланированных $19,4 млрд – без громких роуд-шоу и почти незаметно для бюджетных лоббистов.
Занимая сейчас деньги за границей, Минфин может создать в бюджете видимый глазу лоббиста излишек. Потом будет очень трудно отбиваться от дорожных строителей и смотреть в глаза владельцам инновационных компаний, число которых умножается прямо на глазах. Также придется бегать, по прекрасному выражению Гавриленкова, от разогретых внешними заимствованиями людей, «которые ходят вокруг правительства и готовы на все, что угодно, – даже модернизировать экономику».
В том, что «баловаться дефицитным бюджетом в России нельзя», убежден и председатель совета директоров «МДМ Банка» Олег Вьюгин. Иначе нам не удастся снизить инфляцию. А не снизив инфляцию, невозможно будет создать условия для формирования внутреннего кредитного цикла. То есть не будет у нас массивных долгосрочных сбережений, которые бы банки могли трансформировать в длинные кредиты. То, что это так, в серии прекрасных статей на Slon.ru доказывал Павел Пикулев из банка «Траст» (первая, вторая, третья и, в особенности, – четвертая и пятая).
Кудрин, разумеется, и сам все знает. Но зачем тогда занимать? Тем более, что некоторый избыток в казне особенно некстати как раз сейчас, когда Минфину предстоят тяжелые бои с Минэкономразвития за макропараметры бюджета-2011, инновационный план и многочисленные целевые программы.
Ответа на этот вопрос у меня нет. Может быть, просто тяжело отказаться, а может, убедительные аргументы выдвигает та часть Минфина, которой выписаны командировочные.
В этих условиях Кудрин выдвигает такую стратегию: придти к бездефицитному бюджету постепенно, за 4–5 лет, не увеличивая все это время доходы в реальном выражении. Звучит очень логично: постепенное сокращение дефицитов планируется сейчас и в развитых странах. А над нами, в отличие от пресловутой Греции, «не каплет». Но постепенно сокращать дефицит Кудрину никто не даст. А чтобы в стране формировался кредитный цикл, это нужно делать резко.
В 1998 году, напоминал вчера в ВШЭ руководитель «Экономической экспертной группы» Евсей Гурвич, «слабым местом» России был бюджет. За следующие десять лет выстроили мощную глубоко эшелонированную систему защиты бюджета от нефтяных шоков. Но при этом забыли, насколько сильно может по нам ударять снижение цены нефти, отметил Гурвич. Не додумали, что нефть бьет не только по бюджету. И забыли об оттоке капитала: все готовы покупать российский долг при нефти в $80 и мало кто – при $25.
Россия, берущая в долг при цене нефти в $80 и сводящая бюджет без дефицита при $80–85, а то и больше, – это нонсенс. Это очень похоже на предкризисное стимулирование ипотеки при очевидно перегретом рынке жилья, о чем, опять же, напомнил Гурвич.
А дело все, видимо, вот в чем. Чиновники считают, что кризис они уже пережили. И теперь готовятся не к следующему кризису и не к выходу из этого, а к инновационному развитию экономики. Скоро, вот-вот, можно будет немного расслабиться. Только пока надо занять, а потом будем занимать меньше, меньше, еще меньше… Затем пройдет триумфальная Олимпиада в Сочи, а к 2020 году, встав на ноги, бюджет начнут пополнять инновационные компании. Ну-ну.
Кстати, тут двое ученых говорят, что расходы на проведение Олимпиад «окупаются» за счет выгод от либерализации внешней торговли. А если таких намерений нет (в ВТО мы не торопимся, а импортные пошлины повышаем), то и Олимпиада, получается, зазря
Борис Грозовский
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Министр финансов в очень неудобном положении. Прошлым летом, когда все было плохо, Минфин, разумеется, был заинтересован в том, чтобы бюджет-2010 был максимально консервативным. То есть, минимально затратным. Тем более, что один раз российское правительство жестко обманулось с бюджетными проектировками – и, к несчастью, это было в 2009 г. Легко представить себе чувства российских чиновников, начинающих январь 2009 с бюджетом, сверстанным исходя из цены нефти в $90, когда она стоит примерно втрое меньше.
Чтобы не обмануться еще раз, к проектировкам доходов бюджета-2010 чиновники подошли очень осторожно. И сверстали его примерно на уровне бюджета-2009, предусмотрев при этом гигантские заимствования за границей – $17,8 млрд. Это было одним из аргументов для транспортников и прочих, кому не по душе сокращение инфраструктурных программ: смотрите, мы и так вон сколько должны занимать. Куда уж больше?
Теперь все гораздо лучше, чем прошлой весной. По сути, денег за границей государству российскому не надо. Или надо – но очень немного. Но совсем отказываться от займов Минфину тоже как-то неудобно. Инвестбанки наготове, роуд-шоу евробондов вот-вот начнется, командировочные выписаны. Занимать деньги и управлять долгом – такая же важная составная часть работы Минфина, как управлять бюджетом.
Это может сослужить для экономики плохую службу. Если бы госдолгом институционально занимался не Минфин, а какое-нибудь зависимое от него госагентство, Минфину было бы куда проще объяснить агентству: извини, брат, но пока занимать не надо, сами обойдемся. Самому себе же объяснять некоторые вещи всегда сложнее, чем остальным.
Доходы бюджета-2010, даже если нефть не будет дальше дорожать, превысят плановый уровень как минимум на 1,2–1,3 трлн руб., доказывал вчера на конференции в Высшей школе экономики Евгений Гавриленков из «Тройки Диалог». Значит, дефицит составит порядка 1,6 трлн руб. Он будет примерно равен нынешнему объему резервного фонда (1,55 трлн). Это – в худшем случае. Доходы вполне могут быть повыше, а потратить можно и поменьше. Об этом Минфину точно известно. Пока в целях антикризисной экономии даже закупку золотых кроватей для МВД никто не отменял. Не говоря уже о том, что Минфин без проблем может занять и внутри страны больше запланированных $19,4 млрд – без громких роуд-шоу и почти незаметно для бюджетных лоббистов.
Занимая сейчас деньги за границей, Минфин может создать в бюджете видимый глазу лоббиста излишек. Потом будет очень трудно отбиваться от дорожных строителей и смотреть в глаза владельцам инновационных компаний, число которых умножается прямо на глазах. Также придется бегать, по прекрасному выражению Гавриленкова, от разогретых внешними заимствованиями людей, «которые ходят вокруг правительства и готовы на все, что угодно, – даже модернизировать экономику».
В том, что «баловаться дефицитным бюджетом в России нельзя», убежден и председатель совета директоров «МДМ Банка» Олег Вьюгин. Иначе нам не удастся снизить инфляцию. А не снизив инфляцию, невозможно будет создать условия для формирования внутреннего кредитного цикла. То есть не будет у нас массивных долгосрочных сбережений, которые бы банки могли трансформировать в длинные кредиты. То, что это так, в серии прекрасных статей на Slon.ru доказывал Павел Пикулев из банка «Траст» (первая, вторая, третья и, в особенности, – четвертая и пятая).
Кудрин, разумеется, и сам все знает. Но зачем тогда занимать? Тем более, что некоторый избыток в казне особенно некстати как раз сейчас, когда Минфину предстоят тяжелые бои с Минэкономразвития за макропараметры бюджета-2011, инновационный план и многочисленные целевые программы.
Ответа на этот вопрос у меня нет. Может быть, просто тяжело отказаться, а может, убедительные аргументы выдвигает та часть Минфина, которой выписаны командировочные.
В этих условиях Кудрин выдвигает такую стратегию: придти к бездефицитному бюджету постепенно, за 4–5 лет, не увеличивая все это время доходы в реальном выражении. Звучит очень логично: постепенное сокращение дефицитов планируется сейчас и в развитых странах. А над нами, в отличие от пресловутой Греции, «не каплет». Но постепенно сокращать дефицит Кудрину никто не даст. А чтобы в стране формировался кредитный цикл, это нужно делать резко.
В 1998 году, напоминал вчера в ВШЭ руководитель «Экономической экспертной группы» Евсей Гурвич, «слабым местом» России был бюджет. За следующие десять лет выстроили мощную глубоко эшелонированную систему защиты бюджета от нефтяных шоков. Но при этом забыли, насколько сильно может по нам ударять снижение цены нефти, отметил Гурвич. Не додумали, что нефть бьет не только по бюджету. И забыли об оттоке капитала: все готовы покупать российский долг при нефти в $80 и мало кто – при $25.
Россия, берущая в долг при цене нефти в $80 и сводящая бюджет без дефицита при $80–85, а то и больше, – это нонсенс. Это очень похоже на предкризисное стимулирование ипотеки при очевидно перегретом рынке жилья, о чем, опять же, напомнил Гурвич.
А дело все, видимо, вот в чем. Чиновники считают, что кризис они уже пережили. И теперь готовятся не к следующему кризису и не к выходу из этого, а к инновационному развитию экономики. Скоро, вот-вот, можно будет немного расслабиться. Только пока надо занять, а потом будем занимать меньше, меньше, еще меньше… Затем пройдет триумфальная Олимпиада в Сочи, а к 2020 году, встав на ноги, бюджет начнут пополнять инновационные компании. Ну-ну.
Кстати, тут двое ученых говорят, что расходы на проведение Олимпиад «окупаются» за счет выгод от либерализации внешней торговли. А если таких намерений нет (в ВТО мы не торопимся, а импортные пошлины повышаем), то и Олимпиада, получается, зазря
Борис Грозовский
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу