Превышение в январе ценами на олово на London Metal Exchange уровня 50 тыс. долларов за тонну породило немало разговоров о возможном их спаде. В качестве одной из причин называется ожидаемый рост экспорта олова из Индонезии.
Согласно официальным данным, в 2025 году поставки олова (в чушках и припоях) на глобальный рынок увеличились на 15,3% до 53 тыс. тонн, в 2026 году они могут достигнуть 60 тыс. тонн. Соответственно, по логике вещей, предложение металла расширится и цены могут пойти вниз.
Однако есть несколько причин полагать, что особого роста экспорта из Индонезии не будет. Во-первых, в результате борьбы правительства Индонезии с нелегальными добывающими предприятиями было конфисковано большое количество металла, который затем был продан за границу (отсюда и скачок его вывоза).
Во-вторых, ключевой производитель олова в стране PT Timah в 2026 году планирует выпустить 30 тыс. тонн, практически полностью реализовав их на мировом рынке. Еще 30 тыс. тонн должно быть отгружено либо мелкими игроками, либо продано из конфискованных запасов. Но далеко не факт, что эти объемы найдутся.
В-третьих, в Индонезии вступил в силу новый порядок валютного регулирования: теперь экспортеры должны держать 100% выручки в государственных банках в течение минимум одного года, конвертации их в рупии ограничена 50% от величины поступлений.
Как следствие, при подобном лимите компаниям не будет хватать рупиевой ликвидности и кассовые разрывы им придется закрывать банковскими кредитами. Тем самым будет повышаться стоимость оборотного капитала (надо ведь будет не только возвращать кредиты, но и платить по ним проценты), заставляя игроков требовать с покупателей увеличения предоплаты. Далеко не все из последних будут готовы работать на таких условиях и тогда можно прогнозировать сокращение выпуска и вывоза олова из Индонезии.
Подобное вполне реально на фоне усиления спроса олово со стороны пищевой, электронной и автомобильной отраслей, не говоря уже про индустрию искусственного интеллекта. По крайней мере, существующий дефицит олова никуда не исчезнет, поддерживая цены на него на высоком уровне и оказывая по цепочке позитивное влияние на финансовые показатели его производителей, включая «Селигдар».
Фактически он - единственный крупный в России производитель олова. В прошлом году «Селигдар» выпустил 3,5 тыс. тонн олова в концентрате - самый высокий показатель производства этого цветного металла в нашей стране с середины 1990-х годов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
