29 мая 2010 Financial Times
До ближайших зимних Олимпийских игр, которые пройдут в Сочи, еще далеко, однако The Washington Post предлагает начать готовиться к ним загодя. Город, напоминает издание, находится совсем недалеко от Абхазии - "территории, которую Россия отколола от Грузии в 2008-м с применением военной силы". "Приняв участие в Олимпиаде 2014 года в нынешних обстоятельствах, мы внесем свой вклад в закрепление российской практики по изменению европейских границ с применением силы, даже если в теории мы против этого", - считает газета (Sochi Olympics Offer a Lever on Russia and Rights, 25.05.2010).
Чтобы не выбирать между бойкотированием Олимпиады и соучастием в неправомерных практиках России, США и Европа должны начать работу над реализацией третьего сценария, в котором сочинским играм будет отведена роль катализатора в разрешении затяжных конфликтов на Кавказе, призывает автор материала Курт Волкер, представлявший США в НАТО в 2008-2009 годах. "Заинтересованность в успехе игр, которую все мы разделяем, должна стать для России мощным стимулом для отказа от подхода "разделяй и властвуй" на Кавказе", - считает автор, предлагая четыре шага для урегулирования ситуации. "Во-первых, мы должны четко сформулировать свою позицию: изменение границ с применением силы не может быть признано в сегодняшней Европе", - отмечает он. Это подразумевает непризнание государственности Абхазии и Южной Осетии; непризнание международных документов, выданных этими территориями; отказ от официальных визитов туда; отказ от инвестиций и торговли с местными хозяйствующими субъектами; отказ от выдачи американских и европейских виз официальным лицам, представляющим самопровозглашенные государства. При этом предполагается, что Запад будет готов оперативно отменить эти меры, если будет достигнута договоренность с Грузией о получении этими республиками автономного статуса при контроле со стороны международного сообщества, подчеркивает автор предложений.
Во-вторых, США и Европа должны настоять на возобновлении Женевских переговоров по Абхазии и Южной Осетии. Также необходимо активизировать усилия для урегулирования статуса еще одной проблемной территории в регионе - Нагорного Карабаха. Наконец, ОБСЕ, Евросоюз и США должны направить гораздо более значительные ресурсы на укрепление демократических институтов, поддержку неправительственных организаций, мониторинг зон конфликта, борьбу с коррупцией и развитие торговли и инвестиций на Кавказе, указывает издание, отмечая, в частности, необходимость тщательного мониторинга следующих выборов в Грузии для обеспечения их максимальной прозрачности.
The Wall Street Journal между тем бьет тревогу в связи с распространением так называемого государственного капитализма - явления, которое можно проиллюстрировать хотя бы тем фактом, что 13 крупнейших энергетических компаний в мире по объему контролируемых резервов принадлежат правительствам и управляются ими (The Long Shadow of the Visible Hand, 22.05.2010).
В авангарде этого движения - Китай и Россия, примеру которых следуют другие правительства развивающихся экономик. Им недостаточно регулировать рынки - они хотят доминировать на них. Развитие этих тенденций привело к появлению нового класса суверенных фондов благосостояния и инвестиционных инструментов, используемых странами с большим объемом валютных резервов для получения максимального дохода на вложения. При этом применение этих механизмов зачастую имеет конечной целью не столько экономический рост, сколько укрепление политического влияния тех структур, которые находятся у власти, указывает издание.
В очень невыгодном положении оказываются иностранные инвесторы и транснациональные игроки, которым трудно конкурировать с пользующимися мощной финансовой и политической поддержкой госкомпаниями. В качестве одного из примеров WSJ приводит историю Shell, Mitsubishi и Mitsui, которых российское правительство, отозвав экологические разрешения, в свое время вынудило вдвое сократить свои доли в нефтегазовом проекте "Сахалин-2" стоимостью 22 млрд долларов и передать контрольный пакет российскому монополисту "Газпрому".
Как прогнозирует автор материала, ответом американских регуляторов на эти тенденции может стать создание новых барьеров для иностранных инвестиций, особенно со стороны госкомпаний. В результате развивающиеся экономики с госкапитализмом будут в большей степени делать ставку на торговлю друг с другом, отодвигая в сторону транснациональные компании. При этом данные государства, с одной стороны, и США, Евросоюз, Япония, Канада и Австралия, с другой, будут конкурировать за более тесные политические и торговые связи с Индией, Бразилией и Мексикой, демонстрирующими элементы обеих экономических моделей. "Эти соперничества будут определять следующий этап в развитии международной политики", - подытоживает WSJ, подчеркивая, что транснациональные игроки в этой ситуации должны быть готовы к непредвиденным сложностям и распределять риски среди стран, не делая ставку лишь на один или два рынка.
В свою очередь The Financial Times возлагает большие надежды на сланцевый газ, который, по мнению издания, может стать ответом "на один из самых тревожащих вопросов внешней и экономической политики - вопрос энергетической безопасности" (Shale Gas Will Change the World, 24.05.2010).
Многие десятилетия американские политики обещали своим избирателям добиться энергетической независимости страны, однако реальность была обратной. Технологический прогресс сделал доступным для Америки нетрадиционный вид топлива - сланцевый газ, запасы которого в США огромны, но который до недавнего времени было сложно добывать. За последние три года газодобыча в стране резко взлетела вверх, позволив Штатам впервые за много лет, опередив Россию, занять первое место в рейтинге мировых производителей.
У Европы, которая очень тяготится чрезмерной энергозависимостью от России, еще больше поводов для оптимизма, указывает FT. Даже если запасы сланцевого газа в Старом Свете не столь велики, как рассчитывают некоторые, регион все равно окажется в выигрыше, так как ему достанется сжиженный природный газ из Африки и стран Персидского залива, который ранее поставлялся в США.
При этом, по мнению автора, геополитическое значение этих разработок можно оценить уже сейчас - по заметно более дружелюбному тону России в переговорах с Западом. Некоторые связывают эти сдвиги с изменением позиции США в отношении ПРО, другие ставят это в заслугу российскому президенту Дмитрию Медведеву. Но существует и еще одна точка зрения: возможно, Россия в своей внешней политике уже начинает приспосабливаться к грядущей перестановке сил на мировых энергетических рынках, отмечает издание.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Чтобы не выбирать между бойкотированием Олимпиады и соучастием в неправомерных практиках России, США и Европа должны начать работу над реализацией третьего сценария, в котором сочинским играм будет отведена роль катализатора в разрешении затяжных конфликтов на Кавказе, призывает автор материала Курт Волкер, представлявший США в НАТО в 2008-2009 годах. "Заинтересованность в успехе игр, которую все мы разделяем, должна стать для России мощным стимулом для отказа от подхода "разделяй и властвуй" на Кавказе", - считает автор, предлагая четыре шага для урегулирования ситуации. "Во-первых, мы должны четко сформулировать свою позицию: изменение границ с применением силы не может быть признано в сегодняшней Европе", - отмечает он. Это подразумевает непризнание государственности Абхазии и Южной Осетии; непризнание международных документов, выданных этими территориями; отказ от официальных визитов туда; отказ от инвестиций и торговли с местными хозяйствующими субъектами; отказ от выдачи американских и европейских виз официальным лицам, представляющим самопровозглашенные государства. При этом предполагается, что Запад будет готов оперативно отменить эти меры, если будет достигнута договоренность с Грузией о получении этими республиками автономного статуса при контроле со стороны международного сообщества, подчеркивает автор предложений.
Во-вторых, США и Европа должны настоять на возобновлении Женевских переговоров по Абхазии и Южной Осетии. Также необходимо активизировать усилия для урегулирования статуса еще одной проблемной территории в регионе - Нагорного Карабаха. Наконец, ОБСЕ, Евросоюз и США должны направить гораздо более значительные ресурсы на укрепление демократических институтов, поддержку неправительственных организаций, мониторинг зон конфликта, борьбу с коррупцией и развитие торговли и инвестиций на Кавказе, указывает издание, отмечая, в частности, необходимость тщательного мониторинга следующих выборов в Грузии для обеспечения их максимальной прозрачности.
The Wall Street Journal между тем бьет тревогу в связи с распространением так называемого государственного капитализма - явления, которое можно проиллюстрировать хотя бы тем фактом, что 13 крупнейших энергетических компаний в мире по объему контролируемых резервов принадлежат правительствам и управляются ими (The Long Shadow of the Visible Hand, 22.05.2010).
В авангарде этого движения - Китай и Россия, примеру которых следуют другие правительства развивающихся экономик. Им недостаточно регулировать рынки - они хотят доминировать на них. Развитие этих тенденций привело к появлению нового класса суверенных фондов благосостояния и инвестиционных инструментов, используемых странами с большим объемом валютных резервов для получения максимального дохода на вложения. При этом применение этих механизмов зачастую имеет конечной целью не столько экономический рост, сколько укрепление политического влияния тех структур, которые находятся у власти, указывает издание.
В очень невыгодном положении оказываются иностранные инвесторы и транснациональные игроки, которым трудно конкурировать с пользующимися мощной финансовой и политической поддержкой госкомпаниями. В качестве одного из примеров WSJ приводит историю Shell, Mitsubishi и Mitsui, которых российское правительство, отозвав экологические разрешения, в свое время вынудило вдвое сократить свои доли в нефтегазовом проекте "Сахалин-2" стоимостью 22 млрд долларов и передать контрольный пакет российскому монополисту "Газпрому".
Как прогнозирует автор материала, ответом американских регуляторов на эти тенденции может стать создание новых барьеров для иностранных инвестиций, особенно со стороны госкомпаний. В результате развивающиеся экономики с госкапитализмом будут в большей степени делать ставку на торговлю друг с другом, отодвигая в сторону транснациональные компании. При этом данные государства, с одной стороны, и США, Евросоюз, Япония, Канада и Австралия, с другой, будут конкурировать за более тесные политические и торговые связи с Индией, Бразилией и Мексикой, демонстрирующими элементы обеих экономических моделей. "Эти соперничества будут определять следующий этап в развитии международной политики", - подытоживает WSJ, подчеркивая, что транснациональные игроки в этой ситуации должны быть готовы к непредвиденным сложностям и распределять риски среди стран, не делая ставку лишь на один или два рынка.
В свою очередь The Financial Times возлагает большие надежды на сланцевый газ, который, по мнению издания, может стать ответом "на один из самых тревожащих вопросов внешней и экономической политики - вопрос энергетической безопасности" (Shale Gas Will Change the World, 24.05.2010).
Многие десятилетия американские политики обещали своим избирателям добиться энергетической независимости страны, однако реальность была обратной. Технологический прогресс сделал доступным для Америки нетрадиционный вид топлива - сланцевый газ, запасы которого в США огромны, но который до недавнего времени было сложно добывать. За последние три года газодобыча в стране резко взлетела вверх, позволив Штатам впервые за много лет, опередив Россию, занять первое место в рейтинге мировых производителей.
У Европы, которая очень тяготится чрезмерной энергозависимостью от России, еще больше поводов для оптимизма, указывает FT. Даже если запасы сланцевого газа в Старом Свете не столь велики, как рассчитывают некоторые, регион все равно окажется в выигрыше, так как ему достанется сжиженный природный газ из Африки и стран Персидского залива, который ранее поставлялся в США.
При этом, по мнению автора, геополитическое значение этих разработок можно оценить уже сейчас - по заметно более дружелюбному тону России в переговорах с Западом. Некоторые связывают эти сдвиги с изменением позиции США в отношении ПРО, другие ставят это в заслугу российскому президенту Дмитрию Медведеву. Но существует и еще одна точка зрения: возможно, Россия в своей внешней политике уже начинает приспосабливаться к грядущей перестановке сил на мировых энергетических рынках, отмечает издание.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу