Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Нефтяное пятно — не единственная угроза BP » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Нефтяное пятно — не единственная угроза BP

Пока специалисты пытаются разглядеть на дне Мексиканского залива признаки новой утечки нефти, другая утечка, политическая, грозит нанести не менее серьезный удар по репутации BP
20 июля 2010
Пока специалисты пытаются разглядеть на дне Мексиканского залива признаки новой утечки нефти, другая утечка, политическая, грозит нанести не менее серьезный удар по репутации BP. Начинающийся сегодня первый официальный визит в США британского премьера Дэвида Кемерона еще до его прилета в Вашингтон приобрел скандальный характер. Четверо американских сенаторов потребовали встречи с Кемероном, чтобы получить разъяснения относительно роли компании BP в освобождении из шотландской тюрьмы ливийского террориста Абдельбасета Аль-Меграхи. В Америке нарастает убежденность в том, что выход на свободу человека, который участвовал во взрыве пассажирского самолета над городом Локерби, был обусловлен не гуманитарными соображениями, а меркантильными. У BP в Ливии — значительные интересы, и многие в Соединенных Штатах полагают, что нефтяная компания могла пролоббировать скандальное освобождение якобы находившегося при смерти террориста.

Нынешний премьер Кемерон не одобряет решения предыдущего правительства Великобритании и называет его «ошибочным». Об этом он написал в статье, опубликованной во вторник в американской газете The Wall Street Journal. «Я испытываю глубочайшие симпатии к семьям погибших в результате теракта. Абдельбасет Аль-Меграхи был признан виновным в убийстве 270 человек. Им не было позволено добраться до дома и умереть в своей постели в окружении родных. Я не участвовал в решении о его (Аль-Меграхи) освобождении и я думаю, что это было плохое решение», — пишет Кемерон. Тем не менее, премьер-министр отказался встретиться с конгрессменами и ответить на их вопросы о предполагаемой роли BP в этой скандальной истории. Более того, он настаивает на том, что BP не причастна к «плохому решению».

Напомним, что Аль-Меграхи является единственным осужденным за один из самых чудовищных терактов ХХ века — взрыв на борту рейса Pan AM 103 в 1988 году. Взорванный самолет упал в районе шотландский города Локерби, все находившиеся на его борту пассажиры, в основном американцы, погибли. Суд над ливийским террористом происходил в Шотландии, где Аль-Меграхи и отбывал пожизненное заключение.

В прошлом году появились сообщения, что ливиец болен раком простаты в конечной стадии, жить ему остается не более трех месяцев, и на этом основании шотландское правительство приняло, как сообщалось, из гуманитарных соображений, решение отправить Аль-Меграхи на родину. Тогдашнее правительство Великобритании согласилось с этим противоречивым решением.

То, что произошло впоследствии, стало одним из самых постыдных эпизодов британской внешней политики за последнее время. Аль-Меграхи, за которым лично прилетел сын ливийского правителя Сейф Аль-Ислам, был встречен на родине как герой, несмотря на то, что британский МИД по дипломатическим каналам убеждал ливийцев избегать публичных манифестаций в связи с возвращением террориста. Теперь, когда с момента освобождения прошло уже девять месяцев и Аль-Меграхи все еще жив, многие подвергают сомнению врачебное заключение, ставшее основанием для кампании по освобождению террориста.

Поразительным образом тот же самый врач Кэрол Сикора, который заключил прошлым летом, что Аль-Меграхи осталось жить не больше трех месяцев, теперь полагает, что ливиец может прожить и десять, и даже двадцать лет. Правда, после того, как эти сообщения появились в СМИ, доктор Сикора заявил, что его слова выдернуты из контекста, и на самом деле, у больного очень мало шансов на долголетие.

Всего этого, однако, оказалось достаточно для того, чтобы четверо сенаторов от демократической партии потребовали разъяснений, причем не только от правительства Великобритании, но и от администрации США. Госсекретарь Хилари Клинтон уже пообещала разобраться в этой проблеме.

Как напоминает газета The Daily Telegraph, договор Великобритании с Ливией, создавший законодательную основу для передачи заключенного на родину, был подписан еще в 2007 году. По удивительному совпадению, именно в 2007 году BP договорилась с ливийскими властями о контракте на разведку нефти на сумму в 900 миллионов долларов. Руководство BP признает, что высказывало британскому кабинету министров свою обеспокоенность медленным прохождением договора с Ливией об обмене заключенными. «Мы понимали, что это будет иметь негативные последствия для экономических интересов Объединенного Королевства, включая ратификацию ливийским правительством соглашения с BP по разведке нефти», — цитирует Ther Daily Telegraph заявление компании.

При этом BP настаивает на том, что решение об освобождении Аль-Меграхи, вынесенное двумя годами позднее, в августе 2009 года, принималось правительством Шотландии совершенно самостоятельно, без какого бы то ни было давления со стороны BP.

За прошедшее время в Британии сменилось правительство. На смену лейбористам пришли консерваторы, которые устами своего посла в Соединенных Штатах сэра Найджела Шейнволда (Nigel Sheinwald) назвали освобождение Аль-Меграхи «ошибкой» и выразили «глубокие сожаления», что это решение причинило страдания семьям погибших пассажиров рейста Pan Am 103. Однако посол также настаивает на том, что компания BP не имела отношения к принятию решения об освобождении ливийца. По британским законам вся полнота ответственности в данном случае лежит на правительстве Шотландии, которое, по словам посла, не контактировало с BP. Сэр Найджел назвал «не соответствующими действительности» опубликованные в СМИ утверждения о том, что за вынесение нужного медицинского заключения заплатило правительство Ливии.