Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Сантехник Полсон. План реформы финансового регулирования в Америке » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Сантехник Полсон. План реформы финансового регулирования в Америке

Большая часть этих мер увидит свет только к концу десятилетия, если им вообще суждено увидеть свет. Даже краткосрочные рекомендации встретят немало препятствий на пути своего воплощения. И все же, план, представленный казначейством Америки в понедельник 31 марта, станет первым залпом в битве за будущее финансового регулирования на крупнейшем рынке капитала в мире.
2 апреля 2008 Архив
Economist - 01.04.2008

Большая часть этих мер увидит свет только к концу десятилетия, если им вообще суждено увидеть свет. Даже краткосрочные рекомендации встретят немало препятствий на пути своего воплощения. И все же, план, представленный казначейством Америки в понедельник 31 марта, станет первым залпом в битве за будущее финансового регулирования на крупнейшем рынке капитала в мире.

Пересмотр начался год назад, когда возникли опасения, что финансовая конкурентоспособность Америки ослабевает. Затем рынок жилищного кредитования зашел в тупик, что стало источником новых проблем. В результате, мы получаем гибридный документ, который подчеркивает важность консолидации различных органов и одновременно ратует за ослабление регулирования в некоторых областях и создание новых правил и институтов в других. Вокруг документа уже разгорелись жаркие споры.

Система определенно могла бы быть проще. Ее важнейшие принципы восходят к 1930-м годам, и более поздние изменения ограничивались частностями. Надзор над работой банков, брокеров и других структур делят между собой с полдюжины агентств (в отличие от Британии, где Управление финансового надзора наблюдает за всем рынком). Под ними - еще десятки регулирующих органов от штатов. Процветает дублирование полномочий и борьба за сферы влияния. Даже управляющие этих агентств используют такие слова как «устаревший» и «неэффективный».

Ответ, по мнению Казначейства, заключается в перечерчивании линий. Оно предлагает создать три новых регулирующих органа. Один для того, чтобы следить за стабильностью на рынке в целом, другой - для надзора за деятельностью банков, сберегательных и кредитных союзов, и третий орган - агентство, регулирующее деловые практики, т.е. предоставление необходимой информации, защиту прав потребителей и тому подобное.

Последнее ослабит Комиссию по Ценным бумага и биржам (SEC), главного сторожевого пса Америки. Должно произойти слияние SEC и Комиссии по фьючерсной торговле. Объединенный орган унаследует подход последней, руководствующейся набором определенных принципов в принятии решений (SEC, напротив, предпочитает писать и ужесточать правила, поэтому, в там работает множество юристов). Постепенно этот новый орган вберет в себя отдельные функции других агентств и станет верховным регулирующим органом деловых практик.

Ответственность за стабильность на рынке ляжет на федеральную резервную систему, которая станет играть гораздо более важную роль. До сих пор лишь часть банковской системы находилась под надзором центрального банка. Теперь, чтобы составить представление об общем системном риске, у него появятся полномочия инспектировать учреждения разных типов. У него также будет право настаивать на корректирующих мерах. У ФРС также появятся широкие полномочия для просмотра документации инвестиционных банков, которые берут кредиты через её дисконтное окно - это условие пришлось ввести в прошлом месяце, когда пошатнулся Bear Stearns.

Казначейство считает, что еще несколько изменений - некоторые из них связаны с кризисной ситуацией - можно провести быстрее. Оно хочет создать комиссию по организации жилищного кредитования в ближайшие месяцы. Этот федеральный орган наблюдал бы за лицензированием брокеров, занимающихся жилищным кредитованием и присвоением степеней надежности при переводе займов в ценные бумаги. Низкая надежность такого долга лежит в корне нынешнего кризиса. Еще одно предложение - предоставить страховщикам, которые сейчас регулируются каждым штатом в отдельности, составлять федеральную карту. Государственный надзор стоит немалых денег и уже загнал в угол развитие национальных продуктов.

Некоторые типы финансовых фирм, которым до их пор удавалось избегать регулирования (например, хэджерские фонды и фирмы, занимающиеся частными ценными бумагами) лишатся этих свобод. В то же время Хэнк Полсон, секретарь казначейства (как бывший руководитель Goldman Sachs, сочувствующий интересам индустрии) подчеркивает, что, хотя этим фирмам придется предоставлять больше информации, никто не собирается брать их в ежовые рукавицы. По его убеждению, регулирование никогда не сможет заменить рыночной дисциплины. Все же некоторые обитатели Уолл Стрит озабочены: скорее всего капитальные требования к инвестиционным банкам повысятся. Из-за этого станет труднее получать астрономические прибыли, как это было до последнего обвала.

Уже сейчас очевидна противоречивость данных мер, а это - почва для будущих политических и межведомственных конфликтов. Кто-то спросит, почему ФРС предоставляется такая важная роль, когда она не могла распознать опасность кредитного пузыря, лопнувшего прошлым летом, или противодействовать грабительским жилищным займам. Саму ФРС можно простить за беспокойство, которое она испытывает перед обязанностью заранее опознавать кризисы. На этот раз даже некоторым очень хорошо подкованным банкам не удалось этого сделать. Глава Управления надзора над сберегательными ассоциациями, которое исчезнет в результате перестановок, поднимает противников плана казначейства.

Показательно, что Барак Обама, лидирующий в гонке на выдвижение от демократической партии, сразу заклеймил план как неадекватный. К тому времени, когда конгресс и следующий президент закончат его воплощение, он, скорее всего, будет выглядеть гораздо менее действенным. Главная цель г-на Полсона - направить систему в определенное русло. По его словам, он хочет, чтобы регулирование стало лучше, но не обязательно более всепроникающим. Однако хватает тех, кто хотел бы свернуть процесс дерегуляции, происходивший в последние два десятка лет. Хорошо это или плохо, споры по этой теме улягутся еще не скоро.

Перевод с английского: Мария Турик

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу