Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Или крестик снимите, или трусы наденьте!» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Или крестик снимите, или трусы наденьте!»

Вчера прошло очередное заседание Федеральной резервной системы (ФРС) США. Рынки к нему долго готовились, все форумы участников рынка, все газеты и другие СМИ были переполнены комментариями
11 августа 2010
Вчера прошло очередное заседание Федеральной резервной системы (ФРС) США. Рынки к нему долго готовились, все форумы участников рынка, все газеты и другие СМИ были переполнены комментариями.

Суть их сводилась к довольно простой логике. Во-первых, все уже осознали, что реальная экономика будет ухудшаться и дальше и в этом смысле рассчитывать на рост или даже стабилизацию не приходится. Фактически общепринятой уже является позиция о том, что в конце года экономику США (а фактически и всего мира) ждет «повторная рецессия».

На всякий случай я напоминаю, что с точки зрения нашей теории кризиса упоминание термина «рецессия» для нынешнего кризиса абсолютно некорректно, поскольку он носит циклический характер, а нынешний кризис имеет структурную природу, связанную с несоответствием структуры экономики и потребления структуры реально располагаемых доходов населения. Более того, для того чтобы скрыть отличие характеристик нынешнего кризиса от типовых монетаристских схем, статистические органы США умышленно завысили показатели ВВП США за 2009–2010 годы, за счет их занижения в предыдущий период, чем и позволили из, в общем-то, достаточно стабильного спада сделать так называемое «двойное дно». Разумеется, по мере развития кризиса станет понятно, что и модель «двойного дна» здесь не подходит, но это случится не раньше чем через полгода. Впрочем, вернемся к основной теме.

Поскольку ожидать положительных сигналов от реального сектора в ближайшие месяцы не приходится, основной вопрос стоял в части того, будут ли продолжены меры стимулирования. Поскольку по большому счету вся поддержка все равно «вываливается» на финансовые рынки, стимулируя их к росту. Иными словами, выбор тут был достаточно большой.

Первый вариант – брутальный — состоял в том, чтобы новые меры поддержки не вводить, более того, старые существенно ограничить. Смысл этой позиции состоит в том, что проблемы все равно находятся в реальном секторе, а значит, оздоравливать нужно его, для чего необходимо ужесточить денежную политику, чтобы структурные диспропорции сами собой постепенно рассосались (в процессе углубления кризиса, естественно). В частности, в рамках этого варианта обсуждались даже шансы на то, что ФРС поднимет учетную ставку. Этот вариант ускорения кризиса (пусть и за счет уменьшения его сроков) приводил рынки в ужас, поскольку означал их тотальное падение, однако все эксперты уже довольно давно пришли к консолидированному мнению, что он практически исключен.

Второй вариант сводился к позиции «не буди лихо, пока оно тихо», то есть к тому, чтобы не делать вообще ничего. Да, экономические параметры ухудшаются, но поскольку пока еще не критично, то, быть может, и не нужно сегодня рисковать и что-то менять. Этой позиции придерживался ряд экспертов, причем она усиливалась последние дни перед заседанием ФРС, и, внимая им, доллар в последние недели рос, а рынки пребывали в стагнации.

Третий вариант, который был, что называется, «в моде» за несколько недель до кризиса, но затем стал постепенно отступать под давлением негативной информации с рынков, состоял в том, что необходимо существенно усилить меры поддержки рынков. Хотя предыдущие меры особого эффекта не дали, более того, они существенно увеличили инфляцию в секторе биржевых товаров (нефть, металлы) и тем самым серьезно ослабили реальный сектор, ряд экспертов настаивали не просто на продолжении, а на существенном усилении мер поддержки экономики (читай: финансового сектора). В ожидании этого варианта развития событий рынки последние недели росли, однако постепенное сокращение «оптимизма» привело к остановке этого роста и даже небольшому падению.

В реальности ставки остались на месте, более того, обещано их по-прежнему сохранять долго, при этом оценка экономики стала более пессимистичной, а вопрос инфляции явно отошел на второй план. Меры поддержки были несколько усилены, в этом смысле был выбран промежуточный вариант, между вторым и третьим: ФРС обещает сохранять свой портфель выкупленных бумаг неизменным (т. е. не продавать их обратно) и реинвестировать проценты по имеющимся у него облигациям в долгосрочные казначейки. Фактически речь идет о том, что ФРС на заявленные средства (видимо, порядка $150 млрд в год) будет напрямую покупать новые выпуски этих государственных ценных бумаг. Это противоречит уставу МВФ, но какое дело ФРС до устава фактически «дочерней» организации?

За принятые меры голосовали не все, а только 9 участников совещания из 10. «Ястреб» Хёниг, сторонник ужесточения денежной политики, как всегда голосовал «против». Фондовый рынок, как я уже писал, последние дни ждал худшего и по этой причине до решения ФРС падал, а потом подскочил, а доллар, соответственно, упал.

Фактически ФРС продемонстрировала, что никаких новых идей о том, как жить дальше, она предложить не может, а вопрос стоит исключительно о тактике: поддержать тех или иных, банки или реальный сектор, биржи или бюджет. Вышло примерно «так на так», однако совершенно очевидно, что по мере падения спроса и продолжения спада ВВП какие-то решения принимать все-таки придется. В общем, как говорится в известном анекдоте про Рабиновича в бане: «Рабинович, определитесь: или крестик снимите, или трусы наденьте!»

Справка KM.RU

Федеральная резервная система (ФРС) (Federal Reserve System) – объединение 12 региональных банков США, выполняющее функции Центрального банка. Возглавляется Советом управляющих из 7 членов, назначаемых сроком на 14 лет президентом США. Федеральные резервные банки находятся в главных городах 12 федеральных резервных округов, на которые разделена территория страны. Совет управляющих находится в Вашингтоне. Капитал ФРС образован за счет продажи акций частным коммерческим банкам, вступающим в ее члены

Михаил Хазин